Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-ый (26 июля по церковному календарю)

Апостольское чтение: Рим. 116 зач. 15:1 – 7

Брaтіе, д0лжни є3смы2  мы2 си1льніи нeмwщи немощнhхъ носи1ти, и3 не себЁ ўгождaти. Кjйждо же вaсъ бли1жнему да ўгождaетъ во благ0е къ создaнію. И$бо и3 хrт0съ не себЁ ўгоди2, но ћкоже є4сть пи1сано: поношє1ніz поносsщихъ тебЁ, напад0ша на мS. Е#ли6ка бо преднапи1сана бhша, въ нaше наказaніе преднаписaшасz, да терпёніемъ и3 ўтэшeніемъ писaній, ўповaніе и4мамы. БGъ же терпёніz и3 ўтэшeніz, да дaстъ вaмъ т0жде мyдрствовати дрyгъ ко дрyгу, њ хrтЁ ї}сэ: Да є3динодyшнw є3ди1ными ўсты2 слaвите бGа, и3 nц7A гDа нaшегw ї}са хrтA. Тёмже пріeмлите  другъдрyга, ћкоже и3 хrт0съ пріsтъ вaсъ во слaву б9ію.

Братия, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Евангельское чтение: Мф. 33 зач. 9:27- 35

Во вре1мz о4но,^^ преходsщу tтyду ї}сови, по нeмъ и3д0ста двA слэпц†, зов{ща и3 глагHлюща: поми1луй ны2, ї}се сн7е дв7довъ. Пришeдшу же є3мY въ д0мъ, приступи1ста къ немY слэпц†, и3 гlа и4ма ї}съ: вёруета ли, ћкw могY сіE сотвори1ти; Глаг0ласта є3мY: є4й, гDи. ТогдA прикоснyсz џчію и4хъ, гlz: по вёрэ вaю бyди вaма. И# tверз0стасz џчи и4ма: и3 запрети2 и4ма ї}съ, гlz: блюди1та, да никт0же ўвёсть. W$на же и3зшє1дша прослaвиста є3го2 по всeй земли2 т0й. Тёма же и3сходsщема, сE, привед0ша къ немY человёка нёма бэснyема. И# и3згнaну бёсу, проглаг0ла нэмhй. И# диви1шасz нар0ди, глаг0люще, ћкw николи1же kви1сz тaкw во ї}ли. Фарісeє же глаг0лаху: њ кнsзи бэс0встэмъ и3зг0нитъ бёсы. И# прохождaше ї}съ грaды вс‰ и3 вє1си, ўчS на с0нмищихъ и4хъ, и3 проповёдаz є3ђліе цrтвіz, и3 цэлS всsкъ недyгъ и3 всsку ћзю въ лю1дехъ.

В то время, когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

          Св. Писание доставляет верующим немалые утешения, и укрепляют надежду. Это касается и Писаний ветхозаветных, не говоря о новозаветных. У ап. Павла в приведённом отрывке идёт ссылка на 68 псалом (см. Пс.68:10). Этот псалом содержит молитву Спасителя от лица всех людей (ведь Христос не только Бог, но и Человек). Он взял на Себя все наши грехи, вот почему молитва эта произнесена от лица грешного человека. Также в псалме содержатся те бедствия, которые обрушатся на иудеев, и блага, которые изольются на Церковь, новый Израиль. И всё это сказано прежде страданий Богочеловека, много сотен лет до них. Свят. Афанасий Великий (295-373 гг.), свят. Кирилл Александрийский (376-444 гг.) и блаж. Августин Ипонский (354-430 гг.) считали, что этот псалом приличествует каждому боримому по телу и душе христианину.

           Приведём несколько выдержек из 68 псалма в переводе П.А. Юнгерова с церковнославянского текста, иллюстрирующие сказанное (в скобках отмечены номера стихов): Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей (1). Ненавидящих меня без вины стало более, чем волос на голове моей… (5). Боже! Ты ведаешь безумие моё, и прегрешения мои от Тебя не сокрыты (6). Ибо ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо моё (8). Ибо ревность о доме Твоём снедает меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня (10). Внемли душе моей и избавь её, ради врагов моих избавь меня (19). И дали в пищу мне желчь и в жажде моей напоили меня уксусом. Да будет трапеза их перед ними в сеть… (22-23). Ибо Бог спасёт Сион, и обстроятся города Иудеи, и поселятся там, и наследуют его. И потомство рабов Его удержит его, и любящие имя Твоё поселятся в нем (36).

           В приведённых стихах под водами (1) следует понимать воды злобы, которые следует смыть реками слёз, чтобы освободить место для воды живой – Божьей Благодати (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Тот, кто не узнаёт Сына, поносит и Отца (10). Христос страдает за нас на Кресте и от Своего человечества возносит с воплем великим и со слезами (свят. Афанасий) молитву: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39) (19). Мы знаем, что на Кресте Спасителю дали уксуса, смешанного с желчью (см. Мф. 27:34) (22). Это пророчество, также как и перечисление тех наказаний, которые постигнут иудейский народ, а не пожелания им зла (23). И, наконец, потомство рабов – это мы с вами (36).

           Уже неоднократно говорилось, поскольку об этом всегда надо себе напоминать, что жертва безгрешного Христа за нас, грешников, неизмеримо выше, чем наше снисхождение до немощей других, хотя для нас это подвиг. Отметим, что сильный в послании ап. Павла, безусловно, относится не к естественным, а духовным дарованиям. Мы знаем, что эти дарования не зависят от наших естественных дарований и места в обществе: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:26-29). В истории мы находим многочисленные тому подтверждения: возьмите, например блаж. Матрону Московскую (+ 1952 г.), которая, будучи немощной и слепой, имела такое духовное зрение, что к ней прибегало и прибегает множество сильных и зрячих.

           Ничего так не угодно Богу, чтобы мы в истине жили в мире между собою, умели радоваться друг за друга, не завидовали, не превозносились: СE, что2 добро2, и3ли2 что2 красно2, но є4же жи1ти брaтіи вкyпэ (Пс.132:1) (Вот, что хорошо и что приятно это – жить братьям вместе). Даже только искренний настрой на это покрывает множество наших грехов. Наоборот, наше немирное устроение делает бесполезными наши аскетические усилия. Именно поэтому Господь постоянно и долго укоряет книжников и фарисеев, хотя многие из них были праведниками по жизни. Об этом нам всё время надо помнить, как и о том, что наши подвиги угодны Богу, если мы ими не гордимся.

           Из сегодняшнего Евангельского чтения мы в который раз можем убедиться, какое громадное значение имеет для человека вера. Вспомним слова ап. Павла: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11:6). Веровать нужно не только в то, что Бог есть, ибо: Бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19), но и в то, что Он управляет миром, промышляет о каждом из нас. Часто человека беспокоят глобальные вопросы, но он совершенно не стремится к тому, чтобы достичь совершенства на том месте, на котором он находится. Это диавольское искушение, на которое попадаются многие и многие.

           Понятно, что Евангельские слепые понимают, что они слепы. Гораздо труднее увидеть свою духовную слепоту. Отметим, что в Евангелии довольно много примеров, касающихся исцеления слепых. С одной стороны, они несут в сердца верующих понимание, что Господь может всё. У Него, по словам преп. Серафима Вырицкого, нет неизличимых болезней. Это благая весть для всех, страдающих тяжёлыми недугами. Если Бог по какой-то причине (в том числе и из-за неверия) не отвечает на их молитвы об исцелении, то это значит, что в этом мире для них это неполезно. Верующий человек не может желать, чтобы его исцелили, если для него это не полезно. Это касается не только исцеления. В истинной вере всегда главной частью является этот возглас Самого Христа: Да будет воля Твоя (Мф. 26:42), который входит в Отче наш.

           С другой стороны, физическое исцеление слепых символизирует наше духовное исцеление, которое мы все должны желать в первую очередь. Так уже упомянутая нам блаж. Матрона в ответ на то, что её жалели их-за физических недостатков, удивляется и пытается донести преимущества той Благодати, которую даёт ей Господь. Бывает так, что наши недуги связаны с одержимостью нечистой силы, как это показано в нашем отрывке на примере исцеления немого. Однако, верующие должны знать, что такая причина болезни не единственная. Если причина связана с беснованием, это можно проверить: Если предложить одержимому два (или больше) стакана воды, в одном из которых святая вода, то он всегда выберет простую воду, сколько раз не повторяй этот опыт. Верующие врачи всегда пользовались этим, чтобы узнать, не бесноватый ли перед ними.

            Есть верующие, которые склонны всегда подозревать, что в ближнем бес. Они могут искать место, где производится отчитка, и очень гневаются на батюшку, если он им отказывает. Если даже человек страдает одержимостью, то не всегда для него хорошо думать об изгнании демона. Святые учат, что для кого-то такое состояние может быть благом. Надо думать не об изгнании, прежде всего, а о покаянии, поскольку бывает, что причина одержимости – нерадение человека. Ап. Павел  однажды хочет тяжело согрешившего человека предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5:5). Уже позже, когда вся община долго молилась и плакала о том, что внутри её был совершён такой грех, а человек покаялся, ап. Павел пишет: Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь (2Кор.2:6-8).

           Из этого примера ясно, какое значение имеет молитва всей общины. Во время «вавилонского» (коммунистического) плена в нашей поместной Церкви была разрушена общинная жизнь. Сейчас, когда мы пытаемся её восстанавливать, мы сталкиваемся со многими трудностями. Часто люди, составляющие приход, не участвуют в совмесной обыденной жизни. Они встречаются в храме и расходятся. Очень хорошо, что мы пытаемя это преодолеть, но делать это приходится совсем в других условиях, чем это происходило до революции. Это не должно нас смущать. Мы должны находить новые формы общения, не удивляясь, что в этих формах нас преследуют искушения. Нам надо научиться их с любовью преодолевать. Это очень важно, и без этого трудного стремления к единству наши духовные усилия не преобретут полноты и силы, которые могут перевернуть нашу жизнь.

 

Все темы мы обсуждаем в прямом эфире: каждый четверг, 19.00.

Для получения рассылки листка сообщите о своём желании на почту Андрею Иванову: andreialekseevich@gmail.com.

Просмотры (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *