Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев 28 неделя по Пятидесятнице. Глас 1-ый (28 ноября по церковному календарю) № 183 от 11.12.2022

Апостольское чтение дня; Еф. 229 зач. 5:8-19

Братия, поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Евангельское чтение дня: Лк. 71 зач. 13:10-17

В то время учил Иисус в одной из синагог в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Нравственность – это деятельность, обусловленная идеей добра. Есть добро относительное, т.е. такое, которое только для кого-то является добром, а для кого-то может оказаться и злом. Речь здесь не о таком добре, но о добре абсолютном, которое носит название блага. Когда некто из начальствующих называет Христа учитель благий, Тот отвечает, что никто не благ, как только один Бог (см. Лк.18:18-19). Это означает, что нравственное поведение по сути своей рождается только от тесного соединения человека с Богом. В ветхозаветные времена не было возможности достичь такого соединения, поэтому любовь человека к Богу мерялась только его верностью. Бог дал через Моисея своему народу Закон, и исполнение Закона было тем средством, через которое человек проявлял свою верность Богу.

В новозаветные времена через Христа человечество познало второе качество любви – жертвенность. Сам Христос не только показал, что это такое, Своей жизнью и смертью, но и дал нам силы для соединение с вечным Светом. Это может происходить только в Церкви, где верующие призваны соединяться Святым Духом со Христом и между собой. Какой закон может ответить нам на вопрос, как в конкретной ситуации быть чадами света? Никакой. Не под силу это и тем традиционным нормам поведения, которые мы воспринимаем от своих родителей. Они только дают общие ориентиры, не более того, не говоря уже о том, что в истории есть много искажений, когда окружающее общество учит нас наносному и неверному.

В повседневной жизни Господь открывает нам, кто для нас является ближним. Ведь, если мы будем брать на себя слишком большую ношу, стараться помочь всем, кто возникает в нашем информационном пространстве, мы можем не заметить того ближнего, которого послал нам Господь. Может так случиться, что мы забудем о своих близких, пытаясь помочь кому-то дальнему. Тогда мы забудем наставление ап. Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5:8). Кроме того, заботиться о ближних не означает, что мы должны потыкать плохому. На своём месте нам следует и обличать.

Только через церковные таинства мы можем приобщиться к вечному Свету, о котором пишет ап. Павел. Другой путь не находится в нашей власти, поскольку присоединение благоразумного разбойника к Церкви, которое происходит чудесным образом, выходит за рамки нашей повседневной жизни. Очевидно, что, если в течение нашей жизни мы не будем предпринимать усилий, чтобы познать истину (т.е. то, что есть на самом деле, по церковнославянски – естину), то у нас нет никаких оснований ожидать, что Господь даст нам этот последний шанс присоединиться к благу. Грешник находится в состоянии глубокого сна, от которого он сам не в силах пробудиться.

Только его стремление к свету, пусть и неумелое может вызвать реакцию Христа, выраженную словами ап. Павла: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Некоторые отцы полагают, что это свободный пересказ слов пророка Исайи: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою (Ис. 60:1), указывающий на то, что данное пророчество исполнилось, поскольку воплощение Второй Ипостаси Пресвятой Троицы означало пришествие в мир истинного Света, как сказано: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:4-5) и далее:  И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1;14).

Православное аскетическое богословие открывает нам особенности пути соединения со Христом, обожения. Самые ранние отцы, например, св. Игнатий Антиохийский (+107 по Р,Х.), уже открыли нам три основных этапа этого пути, а именно, подражание Христу, уподобление Христу и соединение со Христом. Сам Богочеловек в Своей земной жизни показал нам этот путь. Сначала Он совершал добрые дела и дал заповеди, потом он приобрёл множество учеников и, казалось, достиг торжества, а затем Он пошёл на Голгофу, чтобы принести Себя в жертву за нас. Разница только в том, что у Него не было греха, но Он обозначил, что всё начинается с очищения, внешнего подражания Христу. В Крещение нам даётся Дух, который призван стать во главе всего. На первом этапе тело противится законам Духа: Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;  ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:12-13).

На втором этапе происходит согласование внутренних сил души человека. Ум сердце и воля объединяются, перестают жить, как лебедь, рак и щука. Преп. Марии Египетской (+ 522 г.) потребовалось 17 лет, чтобы пройти первый этап. Это было связано с тем, что именно 17 лет она активно грешила. Согласно преп. Макарию Египетскому (300-391), который много своих трудов посвятил аскетике, на первом этапе главное – это отсечение искушений. Если этого не делать, то они умножаются. До достижения соединения внутренних сил интенсивность искушений возрастает, но нелицемерная борьба с ними приводит к возрастанию человека.

На втором этапе согласно преп. Симеону Новому Богослову (949-1022 г.) человек одновременно чувствует себя последним грешником и ощущает всёпобеждающую помощь Христа. Это условие начала соединения со Христом. Согласно преп. Макарию человек должен в этой жизни продемонстрировать свой максимум, достичь своего совершенства. Общий путь – это восхождение от веры к знанию, которое понимается как теснейшее соединение со Христом. Совершенно очевидно, что путь в Царство Небесное совсем непростой, нам есть что делать. Ап. Павел даёт нам наставление, которое заключается в том, что следует избегать неполезных внешних впечатлений, напитываясь полезными, а именно псалмами и славословиями и песнопениями духовными.

В наш век, когда интенсивность неполезной информации достигла невиданных размеров, встать на этот путь чрезвычайно трудно, но именно такой путь является благодатным. Законнический путь может привести нас к нелепому результату, когда в угоду внешних предписаний мы можем не заметить самого главного, живого Христа, Который является Господином всего. Иудеи совершенно неправильно стали понимать закон о субботнем покое. Вместо добрых дел в этот день они занимались внешним «благочестием». Можно подумать, что начальник синагоги был способен исцелять больных, что он с такой уверенностью говорит: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. И это он делает после того, как видел чудесное исцеление женщины, которая жестоко страдала 18 лет.

Поскольку очевидно, что сам начальник синагоги исцелять не мог, его слова можно понимать, как указание Спасителю, чтобы Он приходил в другие дни и исцелял болящих. Мы видим в Евангелие, что Христос нарочито исцеляет болящих именно в субботний день, вызывая раздражение книжников и фарисеев. Почему Он так делает? Согласно свят. Амвросию Медиоланскому (340-397 гг.) суббота — прообраз будущего радостного упокоения и это упокоение не от доброго дела, но от злого. Кроме того, Христос хотел обличить тех, кто стремился не к Истине, а к тому, чтобы самим стоять во главе всего. Движимые завистью, они видели в Спасители препятствие своим чаяниям. Им хотелось учить и властвовать – вот почему истинный Учитель и Владыка возбуждал в них противление.

Что касается согбенной женщины, то по слову свят. Амвросия нам показан образ Церкви, которая, исполнив меру закона и воскресения, воспрянет в вечном покое к горней вершине и более не почувствует нашей согбенной немощи. Давайте прочтём еще раз богодухновенные тексты Писания.

 

Просмотры (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *