Воскресный листок. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (24 мая по церковному календарю)

Апостольское чтение: Деян. 38 зач. 16:16 — 34

В те дни случилось, что когда апостолы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога. Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

Евангельское чтение: Ин. 34 зач. 9:1-38

В то время, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Христос Воскресе! Как уже говорилось, первое явное просвещение язычников связано с именем ап. Петра. Это обращение сотника Корнилия с друзьями его и сродниками (см. Деян.10). Для того, чтобы открыть волю Божию апостолу, понадобилось немало усилий. Он сначала видел трижды видение и глас: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян.10:15), который, как он только потом уразумел, относился к языческим, с которыми иудеям строго было запрещено общаться сверх каких-то необходимых случаев. Так, они не должны были вступать в брак с другими народами (см., например, Исх.34:16) и многое другое. До Вавилонского плена (597-539 гг. до Р.Х.) иудеи часто нарушали эти предписания, но плен научил их многому. Формально ко времени Христа дела обстояли хорошо, вот только причины такой изоляции иудеи понимали неправильно. Именно грешность иудейского народа была причиной таких предписаний, а не их какая-то особенная природа, как они до сих пор полагают. Богоизбранность – это крест, и, если и привилегия, то не блатное место. Сейчас на этом месте находятся православные, новый Израиль.

Когда ап. Пётр угощал пришедших к нему от Корнилия воинов, он наверняка не садился с ними за один стол. Даже рассказ Корнилия о том, как ему явился ангел, не заставил бы Петра крестить язычников, и даже есть с ними. Только тот факт, что на Корнилия и других сошёл Св. Дух (это единственный случай, когда после Пятидесятницы это произошло до Крещения), апостол вразумился: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? (Деян.10:47). Бог, Который дал Церкви силу совершать Таинства, нарушает порядок их совершения только в особых случаях. Эфиопский вельможа получил Духа после Крещения, потому что ап. Филипп не мог совершать Таинство наложения рук (сейчас Миропомазание), а сейчас не было другого средства убедить ап. Петра крестить Корнилия.

Отметим, что ап. Петру очень трудно было преодолеть своё отношение к язычникам, впитанное с молоком матери, даже после этого случая. В этом его упрекал ап. Павел: Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием (Гал.2:11-13). Вот почему основной подвиг обращения язычников Бог поручил ап. Павлу. Сколько ему пришлось потерпеть от иудеев, даже уверовавших, чтобы выполнить эту миссию, знает один Господь. Много он претерпел и от язычников, которые обращались ко Христу тоже непросто. Вера быстро завоёвывала громадные территории, но число обращённых было невелико – в среднем ок. 10% населения к IV веку.

Наш отрывок из Деяний открывает, почему это было так. К сожалению, среди людей и в древние времена и до сих пор есть немного людей, для которых целостное истинное мировоззрение это самое главная ценность их жизни. Большинство людей, в том числе и номинальных христиан, поступают наоборот – придя к какому-то образу жизни, они оправдывают его образом мысли, которое они считают мировоззрением, хотя на самом деле это способ оправдания себя и своих действий. Те, кто на самом деле имеет мировоззрение, живут по нему, несмотря ни на какие обстоятельства. Вот почему гонимая Церковь очищается, а преуспевающая в мирском смысле загрязняется лицемерными людьми. Хозяева бесноватой прорицательницы воздвигли гонения на ап. Павла и его спутников, потому что лишились своего дохода, а не по другой какой причине. Почему же ап. Павел лишил хозяев прорицательницы такой возможности, почему не захотел слышать свидетельства нечистых духов, по видимости правильные?

Ответ на это вопрос очевиден, об этом говорит Сам Христос: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24). Если для нас важнее любостяжание, или любая другая страсть, то наши на вид правильные действия не угодны Богу. Представьте себе человека, который, например, преподаёт Закон Божий, но сам одержим страстьми, с которыми не борется, но сжился. Такой человек причинит Церкви гораздо больше вреда, чем воинствующие атеисты. В качестве примера вспомним революционные события в нашей стране. Когда Церковь стала гонимой, многие убежали из неё, как крысы с тонущего корабля, а многие другие, до этого нерадивые и часто заблуждающиеся члены Церкви, вдруг встрепенулись и пошли по-настоящему за Христом, в духе и истине. Их молитвами мы сейчас живы, но и мы не избежим периода страшных искушений, если не сделаем правильных выводов.

Слепорождённый, которого исцелил Христос, удивительный человек. Если мы сравним его с расслабленным, которого тоже исцелил Спаситель у купальни Вифезда (см. Ин.5:2), то качество его веры намного выше. Наша вера зависит только от нашей решимости, и больше ни от чего. Это значит, что стоит нам твёрдо решиться пострадать за Христа, только бы не отречься от Него, и Господь даст нам силы претерпеть всё. Это надо помнить, что сами мы не сможем ничего вытерпеть, но решимость стоять до конца даст нам силы. Это касается любых обстоятельств жизни, не только таких крайних. Для правильного понимания Евангелия нужно знать, в каком обществе находились тогда люди. Что тогда значило быть отлучённым от синагоги?

Опять обратимся к истории ХХ века. Даже в поздние временя существования СССР ни о какой карьере невозможно было мечтать без принадлежности к КПСС. Это касалось не только военных, крупных руководителей, но даже шахматистов. В Иудее всё было намного страшнее. Тут скорей нам помогут 30-е годы прошлого века. Если человек не хотел активно выражать свою поддержку власти, не голосовал на собраниях против «врагов народа», то ему следовало ждать гостей ночью, и отправляться в лучшем случае в шаражку, в «круг первый», а в худшем — в лагеря, не говоря о возможности быть расстрелянным, лечь в общую яму по приговору тройки. Сколько таких лежит, например, на Левашёвской пустоши? Трудно судить, как было тогда, но отлучённый от синогоги был изгоем, как жёны, осужденных по 58 статье, которым, чтобы получить работу, надо было отрекаться от своих мужей.

Поэтому не будем удивляться ни боязни родителей слепого, ни поведению расслабленного. Они могли потерять больше, чем хозяева прорицательницы, а именно все средства к существованию. Тем удивительнее поведение слепорождённого: он ничего не убоялся. Скорей всего, ему ничего и не было бы, потому что иудеи сами боялись совершать репрессии по отношению к человеку, над которым совершилось такое явное чудо. Что надо помнить нам, так это то, что без воли Божией ничего не случается. Слепорождённый это хорошо понял. В наши временя ничего не поменялось: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим.8:31) В качестве примера приведём случай, описанный А, Солженицыным (1918-2008 гг.). Когда его, капитана советской армии, арестовывали в 1945 г., его командир на прощание подал ему руку. В тех обстоятельствах, по человеческим соображениям, это означало в скором времени последовать за ним. Командир это знал и всё равно пошёл на это. Однако, он не претерпел никакого вреда.

Есть, конечно, и более чудесные случаи такого рода, доказывающие, что нам стоит поучиться вере слепорождённого и никогда ничего не бояться. Отметим, что его вера символизирует веру вновь обращённых языческих народов. Они ничего не знали, т.е. были слепы, но, прозрев, именно они стали новым Израилем. Уверовавшим же иудеям, как и расслабленному, в большинстве своём, оказалось трудно преодолеть притяжение своих обычаев. Даже, когда в 70 г. прекратил своё существование иудейский храм, да сам город Иерусалим был разрушен и превратился в Элию Капитолину, были иудео-христианские общины, которые настаивали на соблюдении Закона Моисея. Они довольно быстро выродились. Хочется всё-таки вспомнить и веру расслабленного, который 38 лет пролежал у купальни. Именно к нему первым пришёл Спаситель. Он не узнал Христа, но без стараний его, без подвига иудейского народа, Божией Матери и апостолов и нас никогда бы не достигло спасение.

 

 

Просмотры (12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *