Проповедь в седмицу 6-ю Великого поста. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря. 23 апреля 2016 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Весь Иерусалим пришел в движение, изумление, радость от того, что произошло с Праведным Лазарем. Четвертый день он был во гробе, уже начал смердить, разлагаться и, будучи набальзамированным, смог выйти из пещеры, в которую был положен. И мы со страхом наблюдали, как Господь совершал это воскрешение: «Лазарь, гряди вон».

Слову Владыки ничто не может быть непокорно. И даже мертвые из гробов исходят, и даже нечистое житие Господь может убелить. Всё Ему подвластно. Но не подвластно Ему, по Его же собственной воле, по Его же желанию, не подвластным Ему остается только человеческое произволение, только наше с вами желание, направление нашей воли остается Ему не подвластным.

И мы удивляемся, как люди, которые видели это воскрешение, явное чудо, которое больше сравнить не с чем, как они могли еще составлять какие-то советы против Владыки, Властелина мира. Что же могло произойти в их душах, в их сердцах такое, что они не покорились Богу? Иногда даже кажется, что это какое-то гипертрофированное повествование, что на самом деле такого быть не может. Если люди увидят чудо, они же спасутся, они же обратятся к Богу.

Но, дорогие мои, мы на своем опыте, собственном, можем удостовериться, что это далеко не так. Чудеса в нашей жизни – их было безчисленное количество, только бы вспомнить, так память короткая. И таких происшествий было немало.

Из Евангельской истории мы помним, как человек, который сорок лет лежал у купели Силоамской, ожидая исцеления. Помните, там первый кто влазил в возмущение воды, исцелялся от любой болезни, которой был одержим. Этот человек лежал сорок лет. Господь его исцелил за одно мгновение. Так вот, этот человек пошел и рассказал иудеям, Кто его исцелил, (это произошло в субботу), и Кто повелел ему взять одр и идти. По Преданию церковному человек, который ударил Христа во дворе первосвященника железной какой-то перчаткой, кастетом, этот человек был тот самый исцеленный расслабленный. Как такое может быть?

В начале 2000 годов прошла такая заметка, целая история о том, как родители, священник и матушка, взяли в свою семью приемного ребенка из детского дома, его воспитали, дали ему образование, подняли его «на ноги». И этот батюшка строил храм, там не было иконостаса, и один благодетель дал ему какую-то крупную сумму денег на иконостас. И можете себе представить, прознав об этом уже выросший этот человек, подошел к отцу и говорит: «Давай деньги сюда». «Какие деньги? Они у меня на счете, я их по безналичному расчету перевел, они в банке, у меня их нет». И этот молодой человек связал его, начал колотить, бить, иголки под ногти засовывать: «Давай деньги». Тот говорит: «Ну нет их. Что ты, сыночек, со мной такое делаешь». «Давай всё, я знаю». В конце концов, он его убил. И не получил он никаких этих денег, в отличие от Иуды, Иуда тоже ничего не получил в конце концов. Получил этот человек только срок.

Таких примеров немало, только они, может быть, не такие яркие, как повествует Евангелие или в нашей истории происходят. Такие примеры – они в меньшем масштабе совершаются. И мы с вами облагодетельствованы Богом. Ведь человек расслабленный-то, он не просто стал ходить, его же взяли в армию, за его донос ему дали место в охране не какого-нибудь там человека, например священника, его взяли в армию. И вот такая удивительная неблагодарность. Она бывает у тех людей, которые, понимаем, жестокие, жестокосердные.

И, знаете, Господь дает нам возможность умягчить наши сердца через способность плакать. Сам Он плакал, когда увидел иудеев плачущих, когда увидел Марфу и Марию, в таком страшном горе находящихся. И по-человечески это очень всё понятно для нас.

Евангельское повествование  очень трогательное. Господь дает нам возможность самим поплакать. Ведь Лазарь умер, потому что по закону, который Богом был дан прежде Творения мира, наказание за грех – смерть.

И мы оплакиваем, в конце концов, и свою греховность. А те из нас, которые не умеют плакать, не могут выразить свои чувства и скорби, они оказываются в очень плачевном состоянии. Человек, который не может выплакать свое горе перед Богом, перед людьми, этот человек не вполне полноценный даже, человек, который не может плакать – это робот. И критики христианства первых веков, они обвиняли христианство в женственности, что христианство делает цивилизацию, устраивает ее с «женским лицом». Марфа и Мария поплакали над Лазарем, плакали иудеи, плакал и Христос. И когда человек не имеет возможности выразить свои чувства, он очень-очень страдает.

Вот мы с вами заботимся о наших подопечных. Некоторые из них, могут выразиться как-то, некоторые не могут. И те, кто лишен такой возможности, как в какой-то капсуле находятся. И по дневникам аутистов, которые потихонечку начали возвращаться к жизни, смогли выражать свой опыт и вспоминать, по этим дневникам мы видим, как они страдают. Самое главное страдание человека, заключенного как будто в какие-то кандалы в тюрьме, то, что он не может как-то обратиться к окружающим людям, и его выражение внутреннего состояния – оно неадекватное, и люди его не понимают. Когда мы плачем, нам становится легче. Господь дал нам это облегчение. Потому что тот факт, что из глаз льются слезы, свидетельствует о нашей слабости, о нашей неспособности что-либо сделать. Остается только плакать. Человек, когда плачет, он узнает меру своим силам, человек видит себя в таком состоянии, безпомощном, но ничего не остается делать, как обратиться к Богу. Даже если он сознательно к Богу не обращается в этот момент, всё равно облегчение происходит из-за смирения.

И представьте себе, как тяжело было Христу, что Он заплакал, «возмутился духом» и «крепляшася», как сказано в Евангелии, то есть, сдерживая в Себе эти рыдания, подошел к гробу. Как Христос относится к нашим беззакониям, которые ведут нас в гроб? Но, ничего не делает, не предпринимает для того, чтобы превратить нас в роботов. Он оставляет выбор за нами. И только нам решать, быть ли нам со Христом, с этими отроками, которые «знамени победы», то есть, пальмовые ветви с восклицаниями приносили Христу, либо остаться более или менее жесткими, знаете, такими рациональными, сатана очень хитрый, конечно, он виноват в том, что иудеи распяли Христа, но если бы они не склонились к этому через неприязнь, не склонились бы к этому через зависть, то сатана ничего бы не смог с ними сделать.

Так же и в нашей с вами судьбе. Господь много показал нам чудес, но мы остаемся такими, какие мы есть, неисправленными. Проскальзывает у нас порой и гордость, проскальзывает у нас тщеславие: вот я молодец, что-то у меня там получилось, и сатана постепенно берет над нами власть.

Дорогие мои, давайте бодрствовать. Мы радуемся о том, что Христос воскресил Лазаря. Так же и этот расслабленный радовался, прыгал до потолка, наверно, когда понял, что он сорок лет лежал, и что даже в армию его берут. А что было потом? Порадовался, а плоды этой радости все обернулись против него.

Дорогие мои, давайте постараемся в эти последние дни, пост 40-дневный наш уже закончился, и мы с вами должны уже с плодами этого поста прийти в Страстную седмицу, войти в нее. И оглядываясь на себя, на эти плоды, не можем не ужаснуться, конечно. И правильно делаем. Потому что «гордым Бог противится, смиренным дает благодать», дает благодать не распинать Его грехами. Аминь.

Спаси, Господи!

 

 

Просмотры (323)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *