Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев Неделя 21 по Пятидесятнице. Глас 4-ый. (24 октября по церковному календарю) № 178 от 06.11.2022.

Апостольское чтение: Гал. 203 зач. 2:16 – 20

Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Евангельское чтение: Лк.83 зач. 16:19 — 31

Сказал Господь притчу сию: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Мы много уже говорили  о соотношении в христианском учении веры и дел, однако сегодняшние Апостол и Евангелие дают нам возможность ещё раз поднять эту тему. Её историческое осмысление вытекает из борьбы ап. Павла с иудеями, которые противоборствуют Церкви не только снаружи, но и изнутри. Это значит, что то, о чём мы читаем у ап. Павла относится не к философскому осмыслению вопроса, а попыткой убедить всех, что Закон, который получил Моисей, сам по себе не мог быть спасительным. Дело даже не в том, что не было до Христа людей, которые могли бы исполнить все требования Закона. Об этом в Писании много где говорится. Например, сказано: Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч. 20:9). Дело в том, что в ветхозаветное время, после того, как согрешившие люди покаялись, Господь предлагает народу своему лишь прощение, которое состоит в том, что Он облегчит их участь, сделает то, что потребно для них (3Цар.8:4) и не более того.Мы много уже говорили  о соотношении в христианском учении веры и дел, однако сегодняшние Апостол и Евангелие дают нам возможность ещё раз поднять эту тему. Её историческое осмысление вытекает из борьбы ап. Павла с иудеями, которые противоборствуют Церкви не только снаружи, но и изнутри. Это значит, что то, о чём мы читаем у ап. Павла относится не к философскому осмыслению вопроса, а попыткой убедить всех, что Закон, который получил Моисей, сам по себе не мог быть спасительным. Дело даже не в том, что не было до Христа людей, которые могли бы исполнить все требования Закона. Об этом в Писании много где говорится. Например, сказано: Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч. 20:9). Дело в том, что в ветхозаветное время, после того, как согрешившие люди покаялись, Господь предлагает народу своему лишь прощение, которое состоит в том, что Он облегчит их участь, сделает то, что потребно для них (3Цар.8:4) и не более того. Ветхозаветные пророки спасаются верой во Христа. Они творят дела Закона именно потому, что верят в грядущего Мессию и ожидают Его и спасаются после Его Пришествия. Вот почему Христос отменяет Закон с его многочисленными предписаниями, но Он вовсе не отменяет то духовное, что было в Законе, но, наоборот, утверждает, поскольку нам через Церковь даются силы, чтобы иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил.2:5). Что означает: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога? Дело в том, что второе употребление слова «закон» обозначает у ап. Павла «благодать». Это, например, видно из следующего его высказывания: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8:2). Какой из этих законов является более строгим? Христианский, без всякого сомнения, поскольку закон благодати осуждает и тончайшие неправые движения нашей души, а не только дела. Несмотря на то, что слова ап. Павла в приведённом тексте имели конкретное значение, общий вопрос о соотношении веры и дел стал волновать христиан очень рано. Мы уже рассказывали об этом в Листке 158. Сейчас попробуем взглянуть на эту тему в связи с сегодняшним Евангелием, поскольку тогда оно было другое. Сначала рассмотрим аллегорический смысл притчи, рассказанный Спасителем. Согласно многочисленным толкованиям этого рода (см., например, толкование свят. Григория Двоеслова), под богачом можно понимать иудейский народ, который имел внешнее устройство жизни, который совершал празднества принятого им Закона для блеска, а не для пользы (см. https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-luki/glava-16/stih-19/ ), а в Лазаре тогда мы увидим тех язычников, которые осознавали свою нищету, т.е. будущих христиан из язычников. Если взглянуть на притчу с этой стороны, то нам открывается судьба иудаизма, который не надо путать с ветхозаветной религией, поскольку последняя ждала Христа, а первая одобряла распятие Его и не покаялась. Этот богач, находясь в аду превратного учения, страдал от жажды, поскольку и до сих пор не может пользоваться правильным пониманием Ветхого Завета. По словам ап. Павла: Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2Кор.3:14). Что же помешало этому богачу воспользоваться своим достоянием? Неправильная вера или отсутствие дел? Очевидно, что эти понятия связаны неразрывно. Отсутствие веры в Богочеловека, Которого иудеи должны были узнать, привело к скверным делам.  Здесь очень удобный момент, чтобы перейти к нравственному смыслу притчи. Дело в том, что скверные дела иудеев послужили делу нашего спасения: Кaмень, є3г0же небрег0ша зи1ждущіи, сeй бhсть во главY ќгла:  t гDа бhсть сeй, и3 є4сть ди1венъ во nчесёхъ нaшихъ (Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа это было, и дивно в очах наших (Пс. 117:22-23). Действительно, всё случившиеся предвидел Бог, но это вовсе не оправдывает иудеев. Отказавшись от добрых дел, они потеряли и веру. Сейчас христиане расположились на месте иудеев. Как и те, мы ожидаем Пришествия Христа, только не Первое, а Второе. Тем более нам следует убояться. Христос тогда не произнёс ещё окончательный суд: даже богач из притчи может на что-то надеяться. Иудейская вера пережила историческое фиаско, но окончательный приговор её приверженцев ещё впереди. Кроме того, если человек верил искренне, никто не отменяет для него возможности последнего покаяния на личном кресте. После Второго Пришествия приговор будет окончательным. Богач из притчи не совершил добрых дел: имея Св. Писания, он не узнал Христа. Он плохо читал Моисея: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте (Втор.18:15). Для того, чтобы Его не перепутали, Спаситель совершал великие чудеса, а после Распятия воскрес. Однако, исполнилось Его пророчество: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. У нас, братья и сёстры, кроме ветхозаветных Писаний, есть ещё Евангелие и Апостол. Если мы их не хотим знать (нет у нас такой веры), и учиться исполнять в жизни (нет и дел), то на что нам остаётся надеяться? Есть дела – то будет и вера, есть вера – неминуемы и дела. Нет чего-то одного — то не будет и другого. Богачу Бог дал возможность хоть издалека видеть лоно Авраамово, особое место в аду для праведников, которые ждали Спасителя. Вспомним, о чём беседовали со Христом Моисей и Илия на горе Фавор: Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк.9:31). Для нас всё это уже совершилось: мы имеем возможность приступать к Святым Тайнам на Литургии, только нам не следует пиршествовать блистательно, гораздо лучше лежать у ворот … в струпьях, следуя заповеди Спасителя: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10).

Просмотры (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *