Воскресный листок. Вход Господень в Иерусалим (30 марта по церковному календарю)

Апостольское чтение праздника: Флп. 247 зач. 4:4 — 9

Братия, радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.  Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

Евангельское чтение праздника: Ин. 41 зач. 12:1-18

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.  Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря,  потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

В сегодняшнем Апостоле ап. Павел велит нам непрестанно радоваться и объясняет, как этого достичь. Радость бывает разная. Единственная угодная Богу радость – о Нём Самом. Это и понятно: Господь источник всего, и если с нами Христос, то мы просто не можем не радоваться. Этому не может помешать даже скорбь. Приведём несколько примеров из Св. Писания: Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс.2:11); Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его (Пс.67:5); Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его (Пс.96:5); Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев (Ис.12:6);  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5:12).

Из приведённых примеров видно, что пребывание с Богом всегда даёт эту настоящую радость, даже во время великой скорби. Верующие обязательно соприкасались с этой радостью, именно она даёт им силу преодолевать все невзгоды. Однако, с нами нередко бывает такое, что мы теряем радость и начинаем унывать. Давайте разберемся, почему так происходит. Отметим отдельно, что есть тип «верующих», которые никогда и не знали этой радости. Среди них могут быть и номинальные праведники. Об этом очень хорошо говориться в притче о десяти девах (см. Мф.1:12). Пяти из них Господь говорит страшные слова: Истинно говорю вам: не знаю вас (Мф.25:12). Ещё страшнее это звучит в другом месте, когда Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:21-23).

Получается, что эти люди делали внешне правильные действия, но не знали Бога, потому что делали всё это не ради Него, а ради себя: своих успехов, славы, стяжания. Чтобы нам избежать бесславной участи этих людей есть единственное средство – покаяться в этом и начать стараться всё делать во Имя Бога, а не своей самости. Однако, и те, кто знал Бога, знал эту превосходящую всякое разумение радость, бывает, что теряют её. Почему? Ясно, что грубые грехи сразу отдаляют от нас Бога. Обычно, такие случаи верующему понятны. Ап. Павел останавливает наше внимание на более тонких искушениях. Рассмотрим их внимательно.

Получив благодать, мы незаметно для себя можем начать превозноситься этим, теряем смирение и кротость. Это происходит от разного рода помыслов. Они бывают самые разные и подсказываются либо врагом, либо дурной привычкой (в этом случае враг может отдыхать). Скажем, человек, уставший от повседневных забот, может начать мечтать о каких-то деньгах, которые сваляться на него внезапно, обычно в большом количестве. Подумаешь, разве помечтать нельзя? Можно, но не полезно. Приняв помысел врага, мы отталкиваем от себя Бога и теряем радость.

Это касается и других похожих ситуаций, когда нам хочется поуправлять миром за Бога. При этом мы забываем о своих обязанностях. Моментально теряя радость, мы часто хотим других заставить, в том числе, радоваться, печалимся о судьбах мира, России. Делиться радостью мы уже не можем, её просто нет, и сеем тогда мы страшное уныние, пугая всех и отвращая от веры. Конечно, очень трудно вовсе не поддаваться на хитрые уловки врага, он ведь подсказывает и «хорошие» мысли, чтобы запутать нас. Свят. Феофан Затворник, давая наставления мирянам, писал, что следить за всеми помыслами им очень трудно, но оставаться благонамеренными во всех делах – это вполне посильная задача. Не об этом ли пишет ап. Павел? Прочтите внимательно.

Мирянам возможно и нужно накапливать опытность. Ведь ложные мысли приносят соответствующие плоды. Враг, видя, что мы с готовностью слушаем его подсказки, во-первых, отвоёвывает место в наших сердцах у Бога и отбирает радость, а во-вторых, «сажает нас в лужу». Если мы за этим следим, то получаем опыт. Во всяком случае, медлить в исполнении помыслов, спрашивать совета духовника и других людей, не заниматься чужими делами, а своими непосредственными обязанностями на своём месте, учитывать своё реальное духовное состояние и состояние своих близких, улучшать качество своей молитвы  – это лучшие советы, которые следует исполнять со всем усердием, чтобы не потерять радость. Искреннее покаяние в своих ошибках, которые открываются по последствиям, универсальное средство для всех. Полностью избежать козней врага можно только непрестанной сердечной молитвой. Это задача максимум, выполнение которой дает непрестанную радость о Боге.

Из истории мы точно не знаем, когда Христос воскресил Лазаря, но Церковь поставила это событие рядом с праздником входа Господня в Иерусалим. Это чудо было столь поразительное, что у тех людей, которые не поверили (и не верят) Христу не имеют ни малейших оправданий. В истории очень важно отличать легенды от событий, которые засвидетельствованы очевидцами. Легенды всегда возникают спустя какое-то время. Например, нет свидетельства очевидцев, что Галилео Галилей (1564-1642 гг.) произнёс о Земле знаменитые слова: А всё-таки она вертиться. О них впервые упоминается через 50 лет после события. Воскрешение Христом Лазаря – это факт не только для верующих в богодухновенность Писания, но и истории. Нет свидетелей, отрицающих это событие.

Почему оно встречается только в Евангелие от Иоанна? Три синоптических Евангелия были написаны тогда, когда было небезопасно говорить об этом чуде. Слишком больно оно обличало распинателей. Иоанн написал своё Евангелие в 90-е годы первого века, после разрушения Иерусалима (70 г.). Он тщательно изучил написанные Евангелия и написал такое, что по своему духовному уровню превосходит все новозаветные свидетельства. Ясно, что в устной традиции об этом чуде Церковь знала всегда. Становится понятным, почему так встречали Иисуса. Однако, встречая Его, большинство думало о земном царстве иудеев. Когда эти чаяния не были удовлетворены, ярость «обманувшихся» не знала пределов. Хочется обратить внимание, что есть три эпизода, когда женщина помазывала ноги Иисуса и отирала их своими волосами. Можете указать ещё два и доказать, что речь идёт о разных событиях?

Также из Евангелия мы узнаём, что сделала с Иудой страсть сребролюбия. Молодой осёл символизирует новозаветную Церковь. Только в Евангелие от Матвея упоминается «ветхозаветная» ослица. По всей видимости, Христос пересел с неё на молодого осла. Чтобы радоваться, на нём следует и нам ехать.

Заповедь недели: Простите Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесёт много плода (Ин. 12, 24). Праздник Входа Господня в Иерусалим — не только одно из самых трагических событий земной жизни Спасителя, но и трагедия нашей жизни. Удивляемся мы Иудеям, которые через четыре дня вместо «Осанна» закричат «распни», но не удивляемся себе, когда после Причастия святых Христовых Тайн возвращаемся к прежним грехам. Чтобы не повторять грехи нужно умереть для прошлой жизни. Но страшно умереть со Христом, даже для того, чтобы воскреснуть с Ним. И совсем не страшно рапять Его, чтобы безплодными лежать в полном одиночестве на смертном одре. Учим цитату из Евангелия. Делаем список повторяющихся грехов. Здесь отвечаем на вопрос: «Почему у человека нет сил для исправления»? В четверг, в 18:00 в прямом эфире ищем ответы на главные вопросы.

Просмотры (80)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *