Воскресный листок. Неделя 5-я В.п. Преп. Марии Египетской, глас 1 (23 марта по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Евр. 321 зач. (от полу) 9:11 — 14

Братия, Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Евангельское чтение дня: Мк. 47 зач. 10:32-45

В то время, подозвав Иисус двенадцать, опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Христос – это Первосвященник по Своему естеству. Он не мог  стать им, потому что всегда был им. Другие первосвященники именно потому не могли привести  на небо, потому что они не знали туда дорогу. Их роль заключалась только в том, чтобы подготовить мир к принятию истинного Первосвященника, который знал дорогу туда, где как истинный Бог Он прибывал всегда, и, сделавшись истинным человеком, имел власть и нам открыть этот путь. Его Царство – это не образ вещей, но сама их суть – жизнь Пресвятой Троицы, которая в собственном смысле Одна может называться жизнью.

Наше причастие к этой жизни обусловлено исключительно волей Бога, Который  ради любви создаёт для нас мир, потом нас, людей, а потом, через воплощение Сына и Его страдания за нас, открывает нам путь к приобщению к этой жизни по мере нашей человеческой природы и нашего старания. Будущими блага названы по отношению ко временам закона, для нас они стали настоящими. Под скинею следует разуметь человеческую плоть, которая становится вместилищем Слова. Нерукотворенной она названа потому, что ни одно из творений не соединено было Духом с Божественным естеством, как это случилось во Христе. Оно выше нас по образу соединения (Феофилакт Болгарский). Итак, скиния – это Тело Христа.

Искупление не могло произойти благодаря животным, приносимым в жертву. Суть ветхозаветных жертв – указать на ту единственную Жертву, Которая имела значение для спасения людей, не более того. Кто-то может лицемерно пожалеть животных и задать Богу вопрос, зачем Он попустил совершаться всем этим жертвам. Давайте разберёмся, имеем ли мы право задавать такой вопрос. Бог сотворил для нас прекрасный мир: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31), поставил человека царствовать над ним. Мы не можем сейчас судить о достоинствах этого мира, поскольку из-за людей Бог должен был его проклясть: Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя (Быт.3:17). Не мог же падший человек управлять совершенным миром.

Люди дальше продолжали падать, придумывать новые виды греха. В результате тела наши стали становиться более дебелыми. Сначала человек не ел животных, но только растения, но скоро это пришлось изменить. Бог дал и животных нам в пищу. Он говорит: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт.9:3). Неужели Бог виноват во всём этом, или человеческий грех? Следовательно, задавать вопрос о жертвах не является правом человека: он во всём виноват, и единственное разумное решение с нашей стороны – довериться Богу, Который Один знает, как всё исправить. Гуманисты же, которые хотят оказаться лучше Бога, просто умножают свои грехи. Итак, не будем неразумными и доверимся Богу.

В Евангелии открывается, как трудно было Господу укрепить перед Своими страданиями, даже своих ближайших учеников. Он рассказывает о самом важном, а они ещё не верят Ему, как Богу: боятся идти за Ним во враждебный Иерусалим, а потом впадают в противоположенную крайность — выясняют, кто из них больший. Отметим, что ученики Христа – это лучшие люди своего времени, недаром их Господь избрал. Он столько их учил, но до внутреннего их преображения во время Пятидесятницы, они оставались ветхозаветными людьми, которые чаяли земного царства. Даже после Воскресения Христа они спрашивали: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю (Деян. 1:5)?

Господь терпеливо учит Свих учеников, зная, что сейчас они всё равно не способны понять всё правильно, поскольку это можно сделать только Духом Святым после основания Церкви. Отметим, однако, решимость апостолов Иакова и Иоанна, которые на вопрос, смогут ли они понести будущие страдания, т.е. по слову Господа — Пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь, ответили, что смогут это сделать. Безусловно, они ещё не понимали, что это значит, иначе бы они не испугались тех событий, которые вскоре произошли. Господь, зная их сердца и чистоту их намерений, подтверждает, что за их решимость Он даст им силы выпить эту чашу.

Почему Господь говорил апостолам то, что они не могли ещё понять? Ему было важно открыть им, что Он заранее знал всё, потому, что это означало, что Он шёл на вольные страдания, а это было принципиально. В дальнейшем всё будет правильно понято, и все обстоятельства вспомнятся в своё время. Кроме того, всё что произошло, в дальнейшем научит апостолам подражать Самому Христу, Который пришёл в мир не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Самый главный урок из Апостола и Евангелия дня заключается в том, что нам надо настраиваться на то, чтобы в любых обстоятельствах жизни готовиться к тому, чтобы решительно следовать за Господом. Только за эту, казалось, ничего не значащую решимость Господь обязательно даст нам силы претерпеть всё до конца. Что нам предстоит претерпеть, мы не знаем, но по сравнению с той сладкой и ничем не заслуженной наградой, всё остальное мало что значит, поэтому следует настроиться на решимость в любом случае.

В противном случае мы не сможем получить той Божественной помощи, с которой ничего не страшно. В истории Церкви мы видим много примеров, когда некоторые христиане оказывались не на высоте. Так во время гонений Декия (249-251 гг.), по которым сохранилось много материалов, некоторые христиане помчались приносить жертву идолам, раньше, чем к этому стали принуждать. Другие, поразумнее, подкупили чиновников и за деньги получили требуемые справки. Третьи, надеясь на свои силы, сами напросились на мучения и не выдержали. Были и такие, которые, выдержав мучения и выжив, возгордились своим исповедничеством.

Отметим, что никто из перечисленных не сделали то, что нужно было сделать, а именно, с кротостью и смирением возложить всё упование на Господа. И таких было немало, и именно их жития мы читаем. Они не навязывались на страдания, но когда оно настигало их, не уклонялись, но принимали все страдания, как от Самого Бога. И Господь давал им такую силу, с которой всё претерпеть легко. И ничего с тех пор не изменилось: нам следует уповать на Бога и не бояться ничего, а конкретные обстоятельства себя проявят в своё время.

Заповедь недели: До окончания великого поста остаётся только два воскресных дня, поэтому мы заканчиваем разбор молитвы прп. Ефрема Сирина, останавливаемся сегодня на самых важных, последних её словах.  Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь. Казалось бы, что может быть легче и естественнее, чем видеть собственные недостатки и личные прегрешения, вообще, замечать собственные поступки? Но оказывается, это немалый, драгоценный дар, поэтому неслучайно великий подвижник испрашивает его у Господа. Осуждение концентрирует в себе вышеперечисленные в молитве скверны, которые преподобный Ефрем видит в себе (дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия). Осуждать других мы можем только в том, в чем сами виноваты. Если же не осуждаем, а прощаем людям согрешения их, то «простит и нам Отец наш Небесный» (ср. Мф. 6, 14); следствием Божественного прощения и очищения является добродетельность человека (дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви…). Но судя по нашей «добродетельности», — с тем, чтобы видеть «своя прегрешения», у нас проблемы.

Почему? Грех вообще не свойственен нашей природе, и мы с непостижимым отвращением склонны не замечать его в себе: «Не убивал, не воровал»… Исправлять нечего, трудиться не надо. Настоящий праздник бытия!.. Ради сохранения сладкого болотного духа праздности (и следующих за ним грехов), человеку изменяет даже естественное любопытство: мы склонны внимательно рассматривать травку или насекомое (не говоря о новостях и вирусах) — только не себя! Только бы не беседовать с совестью! Даже перед исповедью, отчётом пред Самим Спасителем, сколько времени мы разбираем свое поведение и духовное состояние? А сколько времени потратили на новости? И мы берём на себя ответственность говорить, что душа важнее тела? Именно туловище — наше главное сокровище, и где сокровище, там и сердце… Такое сердце не может видеть себя, но, имея потребность видеть, «видит» ближних. Вúдение согрешений является потребностью потому, что это требование нравственного императива, — нам жизненно необходимо, во что бы то ни стало, раскрыть дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Только не в себе. Вступить на отвратительный путь погубления праздника жизни?!

Да. Ради самой жизни. 1) Принудить себя и определить время на рассматривание чувств и поступков. 2) Не имея времени — принудить себя и как можно чаще обращать мысли на самого себя, свои недостатки и грехи. 3) На согрешающего ближнего смотрим как на больного. 4) Возмущение, поднимающееся во мне (кипит наш разум возмущенный) — ясный признак того, что во мне живёт та же болезнь. 5) Дух осуждения не терпит молитвы, поэтому молимся за ближнего.

Спасти ближнего ценой невероятных усилий… Как это благородно! Но такое стремление чаще всего следствие осуждения (и, его синонима, — невúдения своих грехов). Как вовремя распознать эту ловушку и не пытаться подменить Спасителя? 

Просмотры (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *