Неделя 3-я В.п. Крестопоклонная. глас 7 (9 марта по церковному календарю) № 40 от 22.03.2020

Апостольское чтение дня: Евр. 311 зач. 4:14 — 5:6

Братия, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Евангельское чтение дня: Мк. 37 зач. 8:34 – 9:1

Говорит Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Наша вера укрепляется по мере наших добрых дел, а самым добрым делом является вера в новозаветное откровение: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём (Ин. 3:36). Дело в том, что истинная вера – это дар, который охватывает всё человеческое естество. Этот дар требует от нас жить по вере. Если мы это делаем, то вера умножается, если нет, то она ослабевает и гаснет. Господь говорит иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39), но многие из них остаются слепыми, не видят этого, хотя являются знатоками Писания.

В сегодняшнем Апостоле указывается на загадочное место книги Бытия: Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт.14:18-20). Аврам, будущий Авраам, отец еврейского народа, покорно принимает благословение от человека, про которого Писание больше ничего не говорит, да ещё даёт ему десятую часть добычи. Только Новый Завет открывает нам смысл этого отрывка. Мелхиседек – прообраз Христа, Который не принадлежал к священническому роду.

Божественное достоинство Христа указывается Давидом, который говорит: Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс.2:4-7). Здесь речь идёт не о творении, а о рождении. Только во Христе объясняются эти и другие многочисленные места Писания. Об этом и ап. Павел говорит об иудеях: Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2Кор.3:14-16).

Почему так происходит, не только с иудеями, но и со всеми до настоящего времени? Веровать Христу – значит следовать за Ним, а это делать далеко не все хотят. Ведь куда зовёт Тот, Кому мы, или за нас наши крёстные, во время Крещения обязались веровать яко Царю и Богу? Следовать за Собой, т.е. встать на путь самоотвержения, идти туда, куда Он Сам пошёл, на Голгофу. Нам следует очень удивиться, что Бог, во-первых, воплотился ради каждого из нас, т.е. принял в Свою Божественную Ипостась Второго Лица Пресвятой Троицы наше искорёженное грехом человеческое естество. Во-вторых, добровольно принял за каждого из нас страшные муки, чтобы искупить нас от рабства диаволу.

Это уже не далёкий Бог, Который не знает нашей с вами участи, наших трудов и страданий, но близкий и родной. Ему не нужно было от нас ничего, Он пришёл, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих  (Мф.20:28). В чём заключается по Православному учению суть спасения? Многие святые отцы говорили об этом так: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Главное свойство Божественной любви заключается в том, что она отдаёт ближнему не часть, но всё. Господь даёт нам возможность стать по благодати такими же, как Он. Он вознёс Свою плоть на небеса, и нам предлагает сделать то же самое. Чтобы принять этот Божественный дар, надо поверить Тому, Кто этот дар нам даёт, причём поверить всем своим существом.

Однако, Он хочет, чтобы мы показали серьёзность своих намерений. Он, пока мы живы, готов нам дать благодать для преодоления греха. Если мы возненавидим грех, начнём бороться против него в тех жизненных обстоятельствах, в которых мы находимся, то мы понесём тот крест, который возложил на нас Господь. Для этого на любом своём месте: сына, дочери, отца, матери, работника надо стараться делать всё во славу Божию. Ведь так поступал Тот, Кто позвал нас за Собой. Цель нашей жизни уподобиться Ему. Важно понимать, что только Церковь даёт для этого средства, потому что она основана на Его Крови.

Христос не только наш Бог и Царь, но и Первосвященник. Для нашего спасения на Кресте Он приносит в Жертву Самого Себя. Все ветхозаветные жертвы были нужны только для того, чтобы указать на эту Жертву. Она приносится Пресвятой Троице, т.е. Христос участвует и в принятии Жертвы. Нам в Церкви даны все средства, чтобы усвоить эту Жертву. Серьёзность наших намерений проверяется жизнью. У Бога ошибок не бывает. Если мы не покоряемся Богу всем своим существом, то сами отталкиваем Его от себя, а значит, пленяемся совсем другим духом. Этот дух предлагает нам подумать о себе, как о ком-то самодостаточном, хочет, чтобы мы пленились этим миром.

Престол благодати доступен человеку, пока он жив. После смерти нам придется столкнуться с престолом суда, когда придётся отчитаться, как мы распорядились своей жизнью. Если мы всю жизнь занимались самоутверждением, старались о приобретении тленных сокровищ, то путь спасения, который указал нам Господь, окажется не нашим путём. Да не будет этого!

Когда человек верит Богу, он ничего не боится, и всё принимает с благодарностью. Наши страдания кратковременны и, в основном, заслуженные. Неужели нам следует уподобляться теряющему веру миру, который всего боится? Не следует ли лучше послушаться заповеди Евангелия: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф.10:28-29). Это не значит, что мы должны стать непослушными гражданами и нарушать правила гигиены, но у нас есть серьёзные основания верить в то, что миром управляет Бог, и что церковная молитва может остановить страшные эпидемии. И ясно, что никакой вирус душу погубить не может.

Во всяком случае, следует отметить, что Великий пост у нас получается необычный. Возникло очень благоприятное время для молитвы, а также для оценки своей веры. Также Европа, пусть ненадолго, закрыла своё окно. Пост не время для путешествий. В сегодняшнем Евангелие Господь говорит о том, что Он покажет некоторым ученикам Царствие Божие, пришедшее в силе. Самые близкие его ученики через несколько дней увидят Фаворский свет, исходящий от Спасителя, который призван укрепить их во время Его страданий.  Отметим, что только после Пятидесятницы, чуда внутреннего преображения Духом Святым, апостолы проявили полное бесстрашие и бросились проповедовать благую весть о Воскресении Христа.

Заповедь недели: Преподобный Ефрем, молитва которого стала образцом для желающих изменить свою судьбу, в молодости вёл жизнь легкомысленную и рассеянную. Однажды его осудили за соучастие в краже скота, которого он не совершал. Оказавшись в тюрьме, он узнавал, за что его сокамерники оказались здесь, узнавал в их грехах свои грехи, за которые в свое время он не был осуждён (и, как ему казалось, не должен быть судим!) Горячее раскаяние в тайных согрешениях привели его к благодарности за «несправедливое» осуждение, к скорому оправданию и освобождению. Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым.

Как некогда согрешивший Адам прячется от Всеведующего Бога, так и мы пытаемся убежать от терзаний совести — через праздность и уныние с саможалением (см. задания 43 и 44). Но это не успокаивает мятежного грешника, и он, отказываясь от раскаяния, бежит всё дальше, пытаясь забыться в любоначалии и празднословии. Стремление первенствовать и властвовать над другими погубило денницу, обратив его в сатану. Талантливых христиан любоначалие обращает в раскольников и сектоводов. Оскорбленное самолюбие изобличает в нас людей гордых и созависимых, ведь если внутри человека нет оснований для человеческого достоинства (а откуда оно у празного и унылого?) — согрешивший человек прячется в иллюзию власти. Но где спрятаться от Всеведующего?..

Властолюбец в глубине души понимает, что его власть иллюзорна, но цепляясь за облегчение, которое он уже получал для своей мятежной души, незаметно скатывается в богословие… Но, как и всё в его жизни — перевернутое: «бог слов». Его терпят, слушают и он утверждается в своём «божественном достоинстве»… воистину, «будете как боги»… Горе нам!

Иллюзия власти… Но всегда ли грех — «рукой водить»? Древнегреческие философы принимали учеников по результатам испытания — насколько умеет он молчать. Но всегда ли молчание — добродетель?

Просмотры (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *