Воскресный листок. Неделя 1-я В.П. Торжество Православия. Глас 5 (24 февраля по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Евр. 329 зач. (от полу) 11:24-26, 32 – 12:2

Братия, верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,  потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.

Евангельское чтение дня: Ин. 5 зач. 1:43 — 51

В то время восхотел Иисус идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Человек создан для духовной радости. О ней свидетельствовал А. Павел, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Стремление человека к счастью, к радости, неоспоримо, однако, падшая человеческая природа не может получить этой радости. Что же делать? Согласиться на маленькие радости и забыть о самом главном? Церковь предостерегает нас от такого заблуждения. Именно для того она устанавливает посты, чтобы мы могли почувствовать, что те цели, куда ведёт нас Бог, это реальность бытия, а временные наслаждения мимолётны и преходящи.

Ап. Павел перечисляет или намекает на множество ветхозаветных гигантов духа, которые, проходя своё земное странствие ночью, до Пришествия Спасителя, совершали такие дивные дела, что нам должно становиться стыдно. Их труд не пропал, поскольку Воплощение Второй Ипостаси Троицы было бы невозможно без их усилий. Именно они звали Спасителя, создали условия для Его Пришествия. Венец их усилий – согласие Божьей Матери: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38). Вот бы и нам научиться подражать их усердию.

Временное греховное наслаждение выбрать легче: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими  (Мф.7:13). Великий пост даёт нам повод сделать верные усилия в нужном направлении. Очень важно не других заставить встать на него, а самому смиренно и скромно потеснить врага по всему фронту. У нас для этого гораздо больше средств, чем у ветхозаветных праведников. Мы, согласно опыту христианских святых, можем уже здесь на Земле, получить воздаяние. Мы уже можем видеть небо отверстым, хотя Господь не обещал нам преуспевания в жизни временной, наоборот, Он предупредил нас: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим.3:12).

Уже говорилось о том, что каждая церковная община может принять всю полноту благодати Церкви, если мы научимся понимать, что мы спасаемся не поодиночке, но все вместе. Завидуя и осуждая других, мы делаем все наши  подвиги бессмысленными, сами наказываем себя. Радуясь друг за друга, мы все получаем равную награду. Во время поста надо хоть немного продвинуться по пути к этому идеалу. Если не потеснить свою плоть, то ничего не получится. Также ничего не получится, если потеснить её ради тщеславия. Это всё равно, что ловить рыбу неводом с дыркой или нести воду из колодца в дырявой посуде.

Плоть мы должны потеснить, чтобы отказаться от наслаждения неблагодатного. Это касается и развлечений. Можно, и даже нужно, идти по пути спасения медленно, с рассуждением, но, развлекаясь, мы грешим против целостности своего бытия, раздираем себя на части. Развлечение – это остановка на пути спасения, что равносильно падению, таково свойство духовной жизни. Но нам нужен и отдых, чрезмерные труды – это тоже ловушка от лукавого. Чтобы не запутаться, очень важно продумать до деталей свою жизнь во время поста и согласовать её с духовником. Ходить в горы без инструктора нельзя.

И надо помнить нашу цель: мы постимся, чтобы достойно встретить праздник Пасхи, Воскресения Христа. Нафанаил (по преданию Ап. Варфоломей) искал Христа и получил от Него похвалу. Надо и нам искать Его, чтобы в Нём усыновиться Богу Отцу. Нам часто может показаться, что все наши усилия напрасны, что Бог не замечает их, но это неправда: Он видит нас яснее и полнее, чем мы сами видим себя. Он любит нас лучше, чем можно себе представить. Для того, чтобы это увидеть, надо проявить капельку терпения. Наша жизнь на Земле – это краткий миг. Если она и полна страданий, то мы их заслужили: ведь любой совершённый нами грех ранит всю Церковь. Ведь именно за это мы, прежде всего, только что просили прощение друг у друга.

Как мы потрудимся в посту, как будем держать оборону по всему фронту, как будем наступать на свою самость, такую радость и получим на праздник Пасхи. Если всё будем делать правильно, то Господь освободит нас от работы греху. Мы почувствуем себя свободными там, где и не мечтали. Господу не трудно очистить все наши грехи, но мы быстро вернёмся к ним, если не проявим труд и терпение. Главное, не совершать новый вид грехов и верить в то, что и слившиеся с нами грехи силою Христа могут уйти в небытие: нет ничего невозможного для Бога (см. Лк.18:27).

Пост это также накопление наших духовных сил, которые мы обязаны являть миру. Есть две тонкие духовные ошибки. Первая из них заключается в том, чтобы закрыться от  греховного мира, осудить его. Но ведь Христос пришёл в грешный мир. Он и нас посылает в него, чтобы свидетельствовать о Нём: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Если мы не будем этого делать, то нарушим заповедь о любви к ближнему. Вторая ошибка заключается в том, что ради ложной любви мы можем начать смешение с грехом мира. Здесь мы нарушаем заповедь о ненависти к греху: Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:34).

Человек создан для духовной радости. О ней свидетельствовал А. Павел, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Стремление человека к счастью, к радости, неоспоримо, однако, падшая человеческая природа не может получить этой радости. Что же делать? Согласиться на маленькие радости и забыть о самом главном? Церковь предостерегает нас от такого заблуждения. Именно для того она устанавливает посты, чтобы мы могли почувствовать, что те цели, куда ведёт нас Бог, это реальность бытия, а временные наслаждения мимолётны и преходящи.

Ап. Павел перечисляет или намекает на множество ветхозаветных гигантов духа, которые, проходя своё земное странствие ночью, до Пришествия Спасителя, совершали такие дивные дела, что нам должно становиться стыдно. Их труд не пропал, поскольку Воплощение Второй Ипостаси Троицы было бы невозможно без их усилий. Именно они звали Спасителя, создали условия для Его Пришествия. Венец их усилий – согласие Божьей Матери: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38). Вот бы и нам научиться подражать их усердию.

Временное греховное наслаждение выбрать легче: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими  (Мф.7:13). Великий пост даёт нам повод сделать верные усилия в нужном направлении. Очень важно не других заставить встать на него, а самому смиренно и скромно потеснить врага по всему фронту. У нас для этого гораздо больше средств, чем у ветхозаветных праведников. Мы, согласно опыту христианских святых, можем уже здесь на Земле, получить воздаяние. Мы уже можем видеть небо отверстым, хотя Господь не обещал нам преуспевания в жизни временной, наоборот, Он предупредил нас: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим.3:12).

Уже говорилось о том, что каждая церковная община может принять всю полноту благодати Церкви, если мы научимся понимать, что мы спасаемся не поодиночке, но все вместе. Завидуя и осуждая других, мы делаем все наши  подвиги бессмысленными, сами наказываем себя. Радуясь друг за друга, мы все получаем равную награду. Во время поста надо хоть немного продвинуться по пути к этому идеалу. Если не потеснить свою плоть, то ничего не получится. Также ничего не получится, если потеснить её ради тщеславия. Это всё равно, что ловить рыбу неводом с дыркой или нести воду из колодца в дырявой посуде.

Плоть мы должны потеснить, чтобы отказаться от наслаждения неблагодатного. Это касается и развлечений. Можно, и даже нужно, идти по пути спасения медленно, с рассуждением, но, развлекаясь, мы грешим против целостности своего бытия, раздираем себя на части. Развлечение – это остановка на пути спасения, что равносильно падению, таково свойство духовной жизни. Но нам нужен и отдых, чрезмерные труды – это тоже ловушка от лукавого. Чтобы не запутаться, очень важно продумать до деталей свою жизнь во время поста и согласовать её с духовником. Ходить в горы без инструктора нельзя.

И надо помнить нашу цель: мы постимся, чтобы достойно встретить праздник Пасхи, Воскресения Христа. Нафанаил (по преданию Ап. Варфоломей) искал Христа и получил от Него похвалу. Надо и нам искать Его, чтобы в Нём усыновиться Богу Отцу. Нам часто может показаться, что все наши усилия напрасны, что Бог не замечает их, но это неправда: Он видит нас яснее и полнее, чем мы сами видим себя. Он любит нас лучше, чем можно себе представить. Для того, чтобы это увидеть, надо проявить капельку терпения. Наша жизнь на Земле – это краткий миг. Если она и полна страданий, то мы их заслужили: ведь любой совершённый нами грех ранит всю Церковь. Ведь именно за это мы, прежде всего, только что просили прощение друг у друга.

Как мы потрудимся в посту, как будем держать оборону по всему фронту, как будем наступать на свою самость, такую радость и получим на праздник Пасхи. Если всё будем делать правильно, то Господь освободит нас от работы греху. Мы почувствуем себя свободными там, где и не мечтали. Господу не трудно очистить все наши грехи, но мы быстро вернёмся к ним, если не проявим труд и терпение. Главное, не совершать новый вид грехов и верить в то, что и слившиеся с нами грехи силою Христа могут уйти в небытие: нет ничего невозможного для Бога (см. Лк.18:27).

Пост это также накопление наших духовных сил, которые мы обязаны являть миру. Есть две тонкие духовные ошибки. Первая из них заключается в том, чтобы закрыться от  греховного мира, осудить его. Но ведь Христос пришёл в грешный мир. Он и нас посылает в него, чтобы свидетельствовать о Нём: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Если мы не будем этого делать, то нарушим заповедь о любви к ближнему. Вторая ошибка заключается в том, что ради ложной любви мы можем начать смешение с грехом мира. Здесь мы нарушаем заповедь о ненависти к греху: Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:34).

Часто у нас не получается отделить грех от человека, даже в себе самих. Из-за этого мы делаем ошибки. Пост для нас становится временем, когда мы больше сосредотачиваемся на внутреннем. Это не значит, что мы должны в это время кусаться. Просто нам следует больше времени посвящать молитве и богомыслию, чем общению с другими, чтобы нам самим было, что нести в мир. Недаром, на заповедовано  делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6:10), чтобы всем вместе явить миру благую весть о Воскресение Христа.

Просмотры (5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *