Неделя об изгнании Адама из рая, глас 4 (17 февраля по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Рим. 112 зач. 13:11 – 14:4

Братия, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Евангельское чтение дня: Мф. 17 зач. 6:14 — 21

Рече Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Что мешает каждой церковной общине, каждому отдельному верующему получить ту полноту благодати Св. Духа, которая собирает всех нас в Тело Христа? Часто нам кажется, что мешает этому недостаток аскетических усилий. Это может быть одной из причин, но согласно учению св. отцов, не самая главная. Румынский подвижник о. Думитру Станилое, большой знаток святоотеческого предания, раскрывает, как учителя Церкви мыслили о действии Св. Духа в Церкви. Так преп. Иоанн Христодул (1020-1093?), развивая мысли свят. Григория Нисского (335-394) и Василия Великого (330-379), говорит о том, что каждый член церковной общины получает разные дары Св. Духа, но тем не менее всю их полноту.

Как это может быть? Тот, кто получает дары, не может раскрыть их без других членов общины. Дело в том, что Св. Дух испускаемый Отцом, почивает на Сыне, чтобы воссиевать через Него в вечности. Он и во времени через Богочеловека Христа не только раздаёт разные дары, но и собирает всю Церковь воедино. Если бы у всех были бы одинаковые дары, то органическое единство Церкви было бы невозможно. Именно об этом говорит Ап. Павел: Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? (1Кор. 18-19). Но теряет ли каждый от того, что мы разные? Нет, наоборот, приобретает. Своими дарами невозможно воспользоваться в одиночку, они получают силу только через других членов общины.

Другими словами, у нас нет иного способа воспользоваться своими дарами, как только, подобно Духу, сиять друг через друга. Не были бы мы разные, не получилось бы и единства. Результатами этого совместного сияния пользуется вся община. В истинной благодати Св. Духа нет ничего своего, но только общее. Через Христа, у Которого Божественная Личность Сына, мы все вместе усыновляемся Отцу, но не по естеству, а по благодати.

Если община, или отдельный христианин в силу искажения учения Церкви, или в силу своей нерадивости, нарушают закон этого единства, они лишаются и полноты жизни во Христе. Мы можем очень стараться, но, не понимая этой зависимости друг от друга, быть в очень плачевном состоянии. Чтобы этого не случилось, надо обратить наше внимание на три главные препятствия на пути единения: это зависть, осуждение и непрощение.

Часто нам может показаться, что в нас этих грехов нет. Есть способы проверить так ли это. Тот, кто не завидует, умеет радоваться за другого, даже больше, чем за самого себя. Давайте признаемся, что у нас это плохо получается. Тот, кто не осуждает, умеет видеть образ Божий в любом человеке, отделяя его от греха. Хорошо, если кто преуспел в этом. Тот, кто по-настоящему прощает, относится к человеку так, как будто он с ним только что познакомился, и ничего дурного про него не знает. Всякий, кто честно на себя посмотрит с этих трех сторон, увидит, что перед ним ещё непаханое поле. Все святые именно так это и видели.

Мы стоим на пороге Великого поста. Это очень благоприятное время, чтобы сделать реальные, а не воображаемы шаги к жизни  другого порядка. Здесь очень пригодятся внешние подвиги, но только тогда от них будет польза, если мы увидим себя такими, какие мы есть (смиримся), попросим прощение и простим не лицемерно, а со всех сил, умоляя Господа укрепить эти силы, начнём особенно усердно молиться за тех, к кому чувствуем неприязнь. Очень важно служить Господу на своём месте, имением своим (Лк.8:3), понимая, что дар каждого уникален, что нам без него не обойтись, а наш маленький дар важен для Церкви. Так, согласно о. Думитру, брови и ресницы (всего лишь волосы) так много дают для общего ощущения красоты лица.

Не об этом ли говорят сегодняшние Апостол и Евангелие? Ап. Павел прямо говорит об осуждении и зависти, как препятствиях, закрывающие путь к свету. Надо учитывать ещё одно обстоятельство. В церковной общине собраны люди, которые в своём движении ко Христу, находятся в разных точках. Более опытные должны помогать менее опытным, а не осуждать их, иначе это уже и не опытные. Ап. Павел обращается к молодой христианской общине, т.е. людям, которые ещё недавно вели языческий образ жизни. Он напоминает им, что не надо возвращаться назад. Обратите внимание, что зависть, как наиболее тонкий враг ставится Ап. Павлом в конце. Она спокойно выживает при внешнем порядке.

О необходимости прощения Господь напоминает нам каждый день. Ведь, привычно произнося молитву Господню, мы умоляем Бога простить нас, на основании того, что мы других прощаем. Это и понятно. Простит нас Господь, приведёт в Своё вечное Царство. Туда же Он сумеет привести и нашего злейшего врага и обидчика (как Он это делает?). Мы его встречаем и возмущаемся: А ты как сюда попал? Я с тобой вместе не хочу. Получается, что кого-то надо выгонять. Кого? Того, кто не простил. Наш долг перед Господом такой большой (десять тысяч талантов, Мф. 18:24), гораздо меньше того, что в самом худшем случае должен нам ближний (сто динариев, Мф. 18:28). Поверим оценке Самого Бога, что разница в 100 000 раз, это при самой мягкой оценке. Трудно поверить этому? Да, Богу поверить трудно, гораздо легче верить себе.

Вот сокровища на небесах – это только вечное сияние Духа, Который собирает всех, покоряющихся Христу в одном Теле. Это Божественный дар вечной радости, который нам всем вместе надо научиться усвоять. Если мы не откинем вещи тленные, такие как тщеславие, то на нём такие чувства как зависть и осуждения зацветут пышным светом. Тогда мы не раскроем свой талант. А сияя вместе, мы должны нести это сияние в мир, но не для того, чтобы поработиться от него, а для того, чтобы нести благую весть.

Святая Церковь от этого не пострадает. Если мы отказываемся от жизни, которую предлагает нам Дух, то кто нам сможет помочь? Как опасно быть лицемером! К сожалению, можно номинально быть членом христианской общины, но на самом деле давно отпасть от неё. Богу невозможно угодить, если мы не стараемся, не делаем над собой усилий: вера без дел мертва (Иак.2:20), но уповать мы должны не на свои усилия, а на живого Бога: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал.2:16). Наши дела маленькие, но совершенно необходимые для спасения, хотя их роль в абсолютной шкале усилий почти равна нулю. Мы опять встретились с антиномией – видимым противоречием, которое может разрешиться только в благодатном уме.

Наше сокровище – это Христос, с почивающим на Нём Духом. Это Он оплатил наш неоплатный долг на Кресте. Это в Нём мы соединяемся Духом Святым, не теряя своей индивидуальности. Это через Него, Сына, мы усыновляемся Богу Отцу, начальнику Жизни. Кстати отсюда становится понятным, почему именно Вторая Ипостась Троицы воплотилась. Усыновление по благодати возможно только через Сына по естеству. Насколько было возможным в рамках воскресного листка, мы постарались показать, почему и как Церковь приобщает христиан к Троической жизни, вечно сущей Любви.

Заповедь недели: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь. (Центральная молитва Великого поста, молитва Ефрема Сирина, IV в). Эта молитва излилась из сердца человеческого, но абсолютно очищенного, совершенного, святого; и из ума человеческого, но просвещенного Божией благодатью, ума, который стал причастником ума Христова, именно поэтому эта молитва проникает в сердце, которое чувствует исключительную божественную силу ее… Святые не совершали грубых грехов именно потому, что осознавали и ясно видели живущий в них дух зла, поэтому прп. Ефрем молится не о том, чтобы избавится от страстей, но от самого духа страстей, желая искоренить самую глубокую суть и возможность греха в себе.

Молитва снова напоминает нам, что силу для избавления от страданий, которые неизбежно следуют за духом страстей, может даровать только Бог, только Бог может даровать подвижнику дух добродетелей. В течении Великого поста мы подробно разберем каждое положение этой молитвы. ДУХ ПРАЗДНОСТИ В жизни духовной еще более губителен, нежели в жизни материальной. Всякая духовная способность, оставленная без действия, атрофируется порой безвозвратно. Безвозвратно теряется и время земной жизни, время приобретения любви. Любовь раскрывается в жертве, а праздность, как замешанная на самолюбии, не способна ни на усилие, ни на жертву. Распорядок дня святых людей состоит из трех главных частей: молитва, чтение, труд. Среди нас дух праздности действует чаще всего тогда, когда из-за больших нагрузок не хватает времени ни на чтение, ни на молитву. Дух праздности действует тогда, когда и среди нагрузок мы выбираем не главное, а более легкое и приятное. Дух праздности действует тогда, когда человек «залипает» на новостных лентах, на бессмысленных переписках, на фильмо-сериалосмотрении, растрачивая энергию, которая дана нам совсем для другого: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13–14). В духовной жизни «сама собой» растет только плесень. Но ведь человек нуждается не только в молитве, чтении и труде. Человек нуждается в отдыхе. Напишите, как не превратить отдых в праздность и безвозвратно… не заплесневеть?

   

Просмотры (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *