Неделя 2-я В.п. Свят. Григория Паламы. Глас 6 (2 марта по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Евр. 304 зач. 1:10 -2:3

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Евангельское чтение дня: Мк. 7 зач. 2:1 — 12

В то время вошёл Иисус  в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.  Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?  Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

Послание ап. Павла к Евреям долгое время вызывало сомнения в подлинности, однако, в конце концов, в середине IV века, Церковь окончательно признала его, включив в число канонических посланий. В современной богословской науке православные авторы не сомневаются, что данное послание отражает учения самого Павла, хотя, возможно, было записано одним из его учеников. Ещё есть теория, что греческий текст послания ап. Павла был переведён с арамейского или еврейского языка Климентом Римским или ап. Лукой (Климент Александрийский). Одно ясно, что, хотя с древних времён высказывались разные предположения, как об авторе послания, так и о тех, кому оно было написано, это не мешает Церкви свидетельствовать о его богодухновенности.

Догматическая глубина послания, раскрывающего многие тайны Царствия Небесного (см., напр., Мф. 13:11), говорит нам о том, что автор, детально знакомый с еврейской традицией, укрепляет в вере небольшую христианскую общину, также состоящую из людей учёных. Однако, учёность не должна препятствовать цельному восприятию того, что открыл христианам Сам Христос. Сегодняшние Апостол и Евангелие однозначно свидетельствуют о Божественном достоинстве Спасителя.

Так, в начале Апостола Павел цитирует строки псалмопевца: В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:26-28), относя их не к Ягве, как это делает иудейская традиция, а ко Христу. Конечно, он это делает на основе новозаветного откровения, данного ему, но при этом указывает, что в Писании есть места, которые свидетельствуют о правильности такого понимания. Мысль о Божественном достоинстве Христа       очень трудна для освоения иудеями, но текст 109 псалма, на который ссылается Апостол, буквально ставит его оппонентов перед фактом: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Вспомним, что и Сам Господь ссылается на этот текст перед Своими страданиями: Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: (та же ссылка) Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф.22:43-46). Действительно, как сын может быть раньше отца? Этому может быть только одно объяснение. Ответить им нечего.

 Известно, что главная причина, почему иудеи распяли Христа, заключалось в том, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5:18). Из дальнейшего текста Апостола ясно, что какое-то другое осмысление личности Христа опасно для общины, поскольку приведёт к отпадению от пути спасения. Ведь соглашаясь с теми, кто завидовал Христу, человек уже не может всецело веровать Ему, но становится богоборцем.

Сегодняшнее Евангелие раскрывает перед нами множество глубочайших истин. Обратим внимание, что речь идёт о действительном событии. Чудеса, которые совершал Христос, никогда не отрицаются современниками, даже теми, кто не принял Христа:  Этот Человек много чудес творит…(Ин.11: 47). Чудеса привлекают много людей, поэтому людям, которые несут расслабленного, приходится демонстрировать чудеса веры. Они разбирают соломенную крышу и опускают носилки перед Христом. С одной стороны, перед нами конкретный человек, нуждающийся в исцелении, а, с другой стороны, символ всего человечества, которое само после грехопадения ничего не способно сделать для своего спасения.

Спаситель сразу говорит о причине такого бедственного положения. Это грех. Прощение грехов делает способным человека ходить. Каким образом воплотившийся Бог прощает наши грехи? Ведь когда люди согрешили, они попали в рабство диаволу, которого они предпочли Богу. Мы знаем теперь, что Спаситель, отдав Себя в жертву, лишает диавола власти над теми, кто уверовал в Него. Мы видим, что символически Господь говорит о том, что Он готов понести грехи всего человечества, открыть ему дорогу домой. Однако, такое намерение встречает активное противодействие тех, кто не верует Господу, завидует ему.

В реальном событии – это те, кто, несмотря на все предоставленные им доказательства, упорствуют. Ведь трудно не заметить, когда рядом с тобой находится Некто, Кому известны все помыслы твоего сердца. А таких случаев было великое множество. Также и чудес было много, в том числе и таких, которых никто до Него не творил: Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего (Ин.15:24).

Кто с символической точки зрения те люди, которые принесли расслабленного? Это святые ангелы и наши небесные покровители, которые участвуют в нашем спасении. Ведь Божественное Воплощение было бы невозможно без участия людей. Есть много мест в Писании, которые об этом говорят. Например, Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф.9:37), в другом месте: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт (Ин.4:35-37). Здесь речь о ветхозаветных пророках и об апостолах, которых Христос посылает в мир.

Трудно даже обозреть ту полноту Промысла Божия, через который Он осуществляет наше спасение. В нём задействованы все, в том числе и мы с вами. Когда мы видим реальные события, которые несут необычайную символическую глубину, то верующее сердце поражается этому, поскольку только Бог способен на такие дивные дела. Мы имеем свободу, чтобы выбрать правильно и покориться Богу, но нам не следует осуждать тех, кто не покоряется Ему. Один Господь ведает всё, а нам следует покоряться Его судьбам. Об этом говорит ап. Павел: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор.15:25-28). Мы видим, что в конце событий с расслабленным все изумлялись и прославляли Бога.

Трудно нам даже прикоснуться к глубинам Божественной премудрости, каждый текст Писания открывает нам так много. Когда Христос говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои, мы увидели, что за этими простыми словами уже видно желание Христа пострадать за каждого из нас, чтобы в Себе открыть нам дорогу к Тому, Кого мы называем Отцом, т.е. домой.

Заповедь недели: Продолжаем разбирать главнейшую молитву Великого поста, молитву прп. Ефрема Сирина. Если человек не справляется с духом праздности (см. Заповедь недели 43), он неизбежно сталкивается с унынием, которое всегда на праздности основано. Уныние питается праздностью, но и поддерживает праздность. Плод духовный, плод поста, это «любовь, радость, мир, доготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Дух уныния прямо противоположен этим плодам, однако борьба с этим самым опасным врагом даётся только тем людям, которые могут справиться с ним, могут на опыте узнать о том, каковы эти сладостные плоды.

Те же, кто пока не могут, — до времени остаются в безболезненных и спокойных праздности и унынии… Но только до времени. Для спасающихся уныние — это испытание их желаний и стремлений. Господь как бы говорит человеку: «Надежда твоя — не на Меня. Любовь твоя — не ко Мне. Действительно ли тебе нужна Моя помощь?» Уныние нестерпимо, праздность не всегда может облегчить эту боль, не всегда может успокоить, поэтому человеку погибающему нужно ещё одно средство, о котором у нас речь впереди.

Для получения рассылки листка сообщите о своём желании на почту Андрею Иванову: andreialekseevich@gmail.com.

Просмотры (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *