Воскресный листок. Неделя 26-ая по Пятидесятнице, (2 декабря по церковному календарю) № 26 от 15.12.2019

Апостольское чтение дня; Еф. 229 зач. 5:8-19
Братия, поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. 

Евангельское чтение дня: Лк. 91 зач. 18:18-27

В то время человек некий приступил к  Иисусу, искушая Его и говоря: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Воскресные Апостол и Евангелие по Уставу выбираются в зависимости от сочетания подвижных и неподвижных праздников в текущем году. В поместных Церквах могут быть разные уставы. Русская Православная Церковь, начиная с XVII в., пользуется Иерусалимским Уставом, который уже с XV века постепенно вытесняет менее строгий Студийский Устав. Совершенно ясно, что роль Устава очень важна, хотя во все времена поместные Церкви вносили, вносят и будут вносить необходимые изменения. Это происходит, например, на Архиерейских соборах. Устав очень важен – это тот идеал в богослужебной жизни, без которого всё очень быстро деградирует.

Без особой нужды менять Устав не стоит, что особо наглядно видно из истории. Её невозможно повернуть: стремясь к высоким идеалам, надо понимать, что миром управляет Бог, и Его судьбы непостижимы для нас. Мы не должны уподобляться законникам, которые налагают на людей бремена неудобоносимые (Лк.11:46). Каждый монастырь, каждый приход, каждая семья налаживают свою жизнь в зависимости от своих возможностей и усердия верующих. Само усердие растёт не от внешних правил, а от  внутреннего желания всю свою жизнь посвящать Богу. Совершенно нелепо думать, что политические требования к благочестию других являются богоугодными, хотя и здесь всем управляет Господь.

Возвращаясь к порядку воскресных чтений, отметим, что выбраны они не случайно, как и чтения каждого дня, но самое главное состоит в том, что мы все читаем и задумываемся над одними и теми же глубочайшими текстами и пытаемся их исполнять на своём конкретном месте. Только так можно почувствовать пульс Церкви, её дыхание. Одни и те же тексты, но через них, а также через обстоятельства нашей жизни, с нами говорит Сам Господь.

Как же научиться быть чадами света, как убедиться, что Дух Святой находит место и в наших сердцах, как испытать, что благоугодно Богу, как не участвовать  в бесплодных делах тьмы? Давайте посмотрим на те плоды, которые мы приносим. Есть ли в наших сердцах радость за другого, или мы ищем своего? Хотим ли мы приобрести учеников Господу, или увлечь учеников за собою (Деян.20:23)? Ведь диавол не дремлет и очень хитёр. Никакая формально правильно выраженная мысль не может защитить, если мы принимаем совет от него, а не от Бога. Вот как от этого предостерегает архим. Иоанн Крестьянкин (+2006): В наше время такой способ прельщения очень распространён – начинают диктовать с правды, но очень скоро вы и не заметите, как к правде примешивают ложь, а прельщенный человек и ложь принимает за правду.

Самый главный вид обличения – это обличение своей жизнью, но только не так, чтобы ставить её в укор другим, а так, чтобы быть проводником Божественного света: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). На своём месте приходится обличать, даже если в нас не хватает света, но делать это надо с осторожностью и обдуманно. Если же мы сумеем быть проводниками Божественной радости и света, то всякое диавольское беспокойство или безразличие отойдут от нас, освещая всё вокруг: обнаруживаемое делается явным от света, а без этого всё останется во тьме – и никакие цитаты из Писания и отцов не помогут.

Чем обличение отличается от осуждения? Дух обличения такой: ты сделал неправильно, так не поступают, и мне придётся принять меры, но это не мешает мне любить тебя как прежде, не мешает верить в то, что ты можешь исправиться; мне больно наказывать тебя, но по-другому я поступить не могу, иначе я согрешу. И проверяется это Духом, а не буквой, что видно из желания молиться за обличаемого. Осуждение наполнено иным духом: ты такой есть и таким останешься, и ничего тебя не исправит, я не верю в это.

Тексты псалмов по Уставу составляют около 60% нашего богослужения. Иногда нам трудно понять псалмы, поэтому к этому надо прилагать усилия. Хочется порекомендовать перевод с церковнославянского на русский Бируковых – это улучшенный перевод Юнгерова. Можно, например, выделять непонятные, а также ложно понятые места и стараться перечитывать их. В этом случае, если постоянно читать Псалтырь дома, тогда и на богослужениях станет легче воспевать в сердцах … Господу. Вот 2 примера, непонятного места и места, которое можно неправильно понять:

Церковнославянский Перевод Бируковых
Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне. Межи мои проходили по прекрасным местам; достояние мое желанно мне.
Примите наказание, да не когда прогневается Господь и погибните от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. (Пс.2:12) Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его!

В первом стихе (Пс.15:6) нужно ещё и толкование: смиримся с тем местом (межой), которое даёт нам Господь, ибо оно, как и любое другое место, прекрасно, сделаем его и желанным. Так поступал отрок Давид, который пас овец (1Цар.17:15), оберегая с помощью пращи своё стадо. Если бы он так и делал это, если бы не потребовалась его праща, чтобы поразить Голиафа (1Цар.17:49), если бы не помазал бы его Господь на царство (1Цар.16:13), разве тогда Бог бы меньше наградил его любящее сердце в Своём вечном Царстве?

Сегодняшнее Евангелие попробуем разобрать с точки зрения анагогического толкования, т.е. такого, которое относится к жизни будущего века, а также ко Второму Пришествию. Отметим, прежде всего, что многие события из истории иудейского народа, включая Распятие Христа и рождение Церкви, которая сначала распространилась внутри иудейской общины (см. Деян.4:4) несут прообразовательный смысл, относящийся к всеобщему воскресению (см.Мк.12:26) и Суду, когда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:32).

С этой точки зрения, человек некий – это иудейский народ, а по отношению к кончине века, это мы с вами, православные христиане. Иудейский народ был действительно очень богат, ведь у него был Закон и пророки, и он, как и другие народы, жаждал жизни вечной. Ему думается, что он сумел выполнить заповеди Божии. Действительно, после Вавилонского плена иудеи сумели излечиться от идолопоклонства (прелюбодеяния); как им кажется (см. Мф.23:30) перестали убивать пророков (правда, длительное время их и не было); перестали красть обычаи других народов, что часто получалось через смешанные браки; а также  перестали лжесвидетельствовать, т.е. проповедовать чужие истины (они совершали богослужения, читали Закон в синагогах). Мы… одного Отца имеем, Бога (Ин.8:41) – говорили они: Что тогда ответил Господь?

Сейчас Иисус предлагает всё богатство раздать нищим, т.е. язычникам и следовать за Ним, вместе со всеми. Вспомним, что Господь Своей смертью и Воскресением разрушил две преграды: между Богом и иудейским народом, и между иудейским народом и всем миром, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека (Еф.2:15). Но иудей не хочет отдавать своё богатство. Он похож на богача из притчи, собравшего хороший урожай в поле (Лк.12:16), т.к. всё хочет оставить себе. Он ждал похвалы и удостоверения, что такому хорошему человеку (народу) место в вечной жизни обеспечено. Он мечтает как тот богач о больших житницах (Лк.12:18), конечно же понимаемых по земному, которые и будут царством антихриста, по слову Господа: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43).

Вот и мы, православные, великим богатством обладаем, но если оно только на словах, если мы не светим в этом мире для всех, чтобы его раздать до нитки (оно не убудет), то убоимся этих слов: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Всё возможно Богу: один же разбойник спасся на кресте (Лк.23:39-44). Может игольные уши – это образ частного и Страшного суда?

Для получения рассылки листка сообщите о своём желании на почту Андрею Иванову: andreialekseevich@gmail.com.

Просмотры (20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *