Воскресный листок. Неделя 27-ая по Пятидесятнице, (9 декабря по церковному календарю)

Апостольское чтение дня; Еф. 233 зач. 6:10-17

Братия,  укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Евангельское чтение дня: Лк. 85 зач. 17:12-19

В то время, когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

В сегодняшнем чтении Ап. Павел называет Слово Божие мечом духовным, которым мы должны сражаться не с людьми, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Соперник очень серьёзный, который под неусыпным контролем Бога правит теми, кто добровольно возлюбили рабство (блаж. Феодорит Кирский). Как известно, меч – это очень опасное оружие. Им нужно пользоваться с великой осторожностью. На этом основании можно совсем отказаться от активной деятельности, что мы видим в истории. Например, фарисеи, завидуя Христу, говорили о своём народе, в том числе об уверовавших в Иисуса: Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин.7:49). В христианской истории нетрудно найти много примеров, когда пассивность христиан считается нормой.

Другая крайность состоит в том, что можно начать размахивать этим грозным оружием без всякой осторожности, нанося раны себе и окружающим. Это мы тоже видим в истории, например, в ересиархах и раскольниках. Опять мы наблюдаем антиномию. Ясно, что обе крайности не годятся, но удержаться на спасительном узком пути можно только Духом Святым. Как Его приобрести? Что делать, если Его не хватает?

Теоретически нам всё понятно: «меча» недостаточно, нужны ещё щит веры и броня праведности. Без них нам не стать воинами Христа. Как мы уже не раз говорили, бывают  тонкие подмены. Веровать можно только ради жизни сей, а праведность может быть запачкана тщеславием. Для того, чтобы этого не происходило, надо научиться смирению. Оно сразу приближает к Богу, даже страшного разбойника: И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Напомним, что разбойник увидел себя, какой он есть, Духом Святым узрел величие Божие, прославил Его, ни на что не рассчитывая, попросил Его милости.

Нам часто кажется, что мы представляем из себя нечто значащее, немаловажное. Мы считаем, что знаем, что хорошо, а что плохо, забываем, что миром управляет Бог, а не мы. Например, иудеи-патриоты всячески противились словам пророка Иеремии, который возвещал волю Божию, велел им смиренно идти в Вавилонский плен (см. Иер.19-20). Они не могли понять, как Бог мог повелеть отдать халдеям Иерусалимский храм? Такими примерами изобилует история. Для нас особо интересна история ХХ века. Христиане, с одной стороны, не должны стать рабами тьмы века сего, а с другой не противиться Судьбам Божиим.

Как же всего этого достичь? Мы читаем много молитв, которые вышли из сердец святых людей, и правильно делаем. Из них мы научаемся, какой настрой должен быть у христианина. Однако, давайте обратим внимание на то, что стоит лишь чуть-чуть изменить вектор молитвы, и она превращается в пустословие, или становится проводником тщеславия. В традициях Студийского монастыря, который в Х – XI вв. стал центром учёности, монастырём нового типа, была практика, что при молитве надо представить, что ты преступник, что руки у тебя уже связаны за спиной. Всё уже готово, чтобы отправить тебя в тюрьму, или даже казнить. Но тебе дано ещё время (сколько неизвестно) умолить Царя о помиловании. Как зазвучит тогда наше «Господи, помилуй»? Вот только такая молитва растворена смирением.

Мы всегда очень хорошо видим, какими болезнями страдали другие времена. Например, в XIX веке вера в науку задела очень широкие массы людей. Так Ф.М. Достоевский высказался в том смысле, что если ему со всей очевидностью докажут абсурдность христианской веры, то он предпочтёт остаться с Христом. Свят. Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник в своём споре о природе ангелов также ссылались на данные современной науки, это при том, что оба понимали её ограниченность. Что же говорить о других?

В одной песне поётся: Времена не выбирают, в них живут и умирают. Важно помнить, что дураков и лжепророков во все времена было достаточно. К ним ходят, потому что хотят слушать похоти своего падшего сердца, потому что хотят управлять миром вместо Бога. Даже преп. Антонию Великому Господь ответил: Себе внимай, когда он стал любопытствовать о судьбах мира. Что говорить о нас? Ведь мы ни бесстрастия не достигли, ни истинной любви не приобрели? Вот что говорит свят. Игнатий в очерке Судьбы Божии: Вступи в труд и исследование существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью себя, своё отношения к Богу и ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что представлено одному созерцанию твоему, а что скрыто от тебя. Определи степень и границы твоей способности мышления и понимания.

У Бога нет лицеприятия, по блату у Него не спастись: Он любимейшего Своего пророка Моисея не впустил в землю обетованную только за то, что тот в пустыне Син, получив от Бога повеление извести из скалы воду, присвоил это чудо себе, сказав взбунтовавшемуся народу: Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (Числ.20:10). Но Бог Сам наказал Его. И когда мы видим какие-то недостатки в людях, не соглашаемся с чьими-то мыслями, нам не следует устраивать политические протесты (даже в виде крестных ходов, особенно не разрешённых). Секты внутри Церкви – вещь недопустимая. Предохранить от этого может только крайнее недоверие к своему мнению.

Надо осознать, что и мы своими грехами вносим свою лепту в разногласия. Мы ещё не приобрели ум Христов (1Кор.2:16), поэтому и нас нечистые духи обманывают. Бывает так: столько человек хорошего написал и сказал, но вдруг что-то нам не по нутру. Как поступает в этом случае церковный человек? Влагает в сердце своё недоумения, молится Богу о вразумлении себя и того человека, а также о спасении его, как о самом себе. А нецерковный путь – искать соратников, копить компромат, осуждать (с присказкой я не осуждаю). Вот уже начало секты.

В нас очень трудно вмещается мысль, выраженная свящмч. Михаилом Новосёловым, что вера в непогрешимость Церкви, не означает веры в непогрешимый авторитет в Церкви (см. Письма к друзьям, письма 11, 15). Часто в истории поиск таких авторитетов приводил к ересям и расколам. Так самые строгие аскетические подвиги вовсе не гарантируют единение с Церковью. Один из примеров — ересиарх Арий, который был строгим аскетом.

Рассказ о 10 прокажённых показывает, как нам следует приступать к Богу.  Понимая свою греховность, они останавливаются вдалеке. Мы видим из этого, что в каком бы страшном, прокажённом состоянии не находились наши души, благодаря смирению, они сразу бывают услышаны. Господь посылает прокажённых к священнику, показывая уважение к Закону: только после осмотра они смогут получить право жить с людьми в святом граде. Ясно, что Иисус не дал бы им такое повеление, если бы не захотел их очистить. Прокаженные ещё не до конца понимали, Кого они просят. Чудо исцеления должно им показать, что наименование «наставник» не отражает полноты истины. По очищении лишь один Самарянин возвращается к Христу, как к Богу, чтобы поблагодарить Его.

Десять прокаженных обозначают всю полноту человеческой повреждённой природы. Чтобы исцелить её, Христос отдал Свою жизнь на кресте, и именно Его нам следует благодарить. Иудеи же, хотя Господь очистил их от греха, не признали Его. Распространение Церкви в мире произошло через уверовавших иудеев, хотя дух законничества преодолевался с трудом: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1:10-11). Самарянин же, признавший Бога, обозначает те языческие народы, которые стремились к истине, хотя до времени и неправильно понимали её. Познав же Бога, они прославили Его верой (блаж. Фиофилакт). Итак, отказ от греха и благодарение Бога необходимы для Богопознания, чему диавол препятствует хитро, отсекая ветви от Лозы: «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:34).

У нас сейчас принято ругать мир, поскольку его отступление от веры очевидно. Хочется заметить, что мир соответствует состоянию воинствующей Церкви, т.е. ругая мир, мы ругаем себя. Мы знаем, что врата ада не одолеют Церкви (Мф.16:18), но будем ли мы в ней? Ведь формальная принадлежность к церковной организации, ещё не означает принадлежности к Церкви, как к организму. Своей жизнью мы должны просить Господа избавить нас от проказы, помня Его слова: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1:7). Встанем против козней диавольских не в своём прокажённом воображении, а на том маленьком конкретном участке, который поручил нам Господь, не гордясь и не спасая Церковь и Россию, но спасаясь в Церкви, плача Богу о своих братьях как о себе и всё делая ради Бога.

Просмотры (27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *