Воскресный листок . Неделя 24-ая по Пятидесятнице, (18 ноября по церковному календарю)

Апостольское чтение дня; Еф. 221 зач. 2:14-22

Братия, Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на Котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Евангельское чтение дня: Лк. 66 зач. 12:16-21

Сказал Господь притчу сию: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В Апостольском послании с самого начала говорится о том, что, воплотившись, Господь открывает дорогу на небеса всем – и обрезанным иудеям, и необрезанным. Те, кто принимает Господа, соединяются в Его Церкви. Об этом в новозаветных посланиях говорится очень много, например: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его  и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:8-11).

Сам Господь предупреждает иудеев притчей: А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел (Мф.21:28-30). Здесь второй сын – это иудейский народ, а первый – язычники. Об этом же говорится и в притче о блудном сыне (см. Лк.15). Старший брат не хочет принять заблудшего младшего. К сожалению, мы видим, что в истории всё происходит согласно притче: иудеи не принимают Спасителя, распинают Его, и даже многие из тех, кто покаялись благодаря проповеди апостолов, остались привязанными к иудейскому закону больше, чем к новозаветной истине.

Для того, чтобы радость открытого на небо пути стала реальностью для всего крещеного мира, Господь наш Иисус Христос достигает этого посредством креста, мучительных страданий, которые Он претерпел за каждого из нас, за всех людей без исключения, включая ветхозаветных: Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1Пет.3:19).  Для чего проповедовал? Чтобы вывести всех, кто услышит Его проповедь. Много вышло из ада? Мы не знаем сколько, но вышли все, кто захотел, включая тех, кто не послушался проповеди Ноя.

В сегодняшнем Евангелии речь идёт о богаче. Самое понятное для нас богатство материальное. Те, кто предпочитают Богу материальное богатство, болеют страстью сребролюбия. Они совершают страшную ошибку, предпочитая временное вечному. Человек может иметь богатство и не ставить его ни во что, как это делал праведный Иов. Он употреблял это богатство на всех: приносил жертвы за своих детей: Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни (Иов 1:4-5).

Также он заботился обо всех, вверенных в его попечение: Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно (Иов 29:11-16). И делал он это всё ради Бога, что и доказал даже диавлу, когда тот попросил отнять у Иова всё: имущество, детей, здоровье.

Бог попускает это, чтобы показать, что может быть и есть на Земле истинная праведность, даже в ветхозаветные времена. Бог мог забрать у Иова детей, потому что у Него все живы. За это он уготовал им будущее Царство. Диавол был посрамлён. Ещё более страшное посрамление лукавого получилось на Кресте, когда диавол через иудеев убил Того, на Кого не имел ни малейшего права, безгрешного Богочеловека. Этим Господь искупил всех нас. Почему все люди попали во власть диавола? Они его выбрали. Теперь же Господь даёт нам шанс совершить окончательный выбор. Сами знаете, какова цена этой возможности, и третьей возможности уже не будет!

Но богатство бывает не только материальное, которое связано с нашим телом. Второй тип богатства связан с нашей душой. Он касается наших естественных дарований. На них тоже надеяться нельзя. Привязанность к ним кажется более благородной, т.к. связана с красотой, которую создал Господь, это похоть очей (1Ин.2:16). От этого она ещё более опасна, т.к. может быть основана на нашем желании присвоить Божественную красоту себе. Мы можем покланяться не Богу, а искусству, своей работе, чему угодно, что делать категорически нельзя, поскольку и в этом случае мы лишаемся единственного источника всего, Бога, в Котором всё добро, вся красота.

Наконец, самое тонкое прелестное состояние — это грех духа, гордости житейской (1Ин.2:16). Это богатство связано с присвоением себе Божественных откровений, оно дает знание (Быт.3:6), оно восходит к выбору диавола, который захотел быть богом без Бога и предлагает первым людям последовать его примеру: знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:5). Иудеи прельстились на это искушение, они видели во Спасителе соперника.

Вспомним притчу о злых виноградарях, побивавших и убивавших слуг, которых господин посылал за плодами, а, в конце концов, убили и сына: Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше (Мк.12:7). И на это православным надо обратить особое внимание, поскольку подмена здесь наиболее тонкая, а поэтому и самая страшная. У нас  ўгобзи1сz ни6ва, мы стали православными, да ещё сумели отвергнуть искушения телесные, материального богатства, да и душевные искушения некоторые из нас, казалось бы отвергли. Мы стали праведными, как фарисеи, считаем что ключ разумения (Лк.11:52) у нас в кармане, как и право свысока смотреть на других.

Единственная защита от такого состояния – непрестанное покаяние, но мы не замечаем, что его-то у нас и нет, на его месте воцарилось ложное смирение. Мы всё время, как Юрайя Хип, герой Чарльза Диккенса, говорим о своём смирении, забывая наставления свят. Игнатия Брянчанинова: Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение смиреннословием (О смирении). Также начинаем по своему своеволию сами вызываться на исполнение низких дел (там же), вообще что-то делать такое, что не соответствует нашему положению в Церкви. Все такие дела ведут  к тщеславию, а не к трезвению, добродетели, которую нужно поставить на его место. А, в конце концов, такой путь ведёт к гордости, а вовсе не к любви, которая должна её заместить.

Разобраться во всех этих подменах трудно, но надо делать этот труд, чтобы не оказаться на месте богача, который собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Господь наказывает наши ложные состояния болезнями, неудачами, но и их можно перепутать с евангельскими страданиями: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф.5:11). Такие награды не раздаются Господом тем, кто не прошёл предыдущие ступени лестницы блаженств (см. Мф.5:3-11).

Истинно смиренный не видит своего смирения, плачущий сокрушается о своих грехах, а не судит ближнего, кроткий вместе со святителем Игнатием просит о своих врагах: Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания, тех людей, которые наносили то, что они творили для меня, назначь им из вечных сокровищ Твоих обильные награды. Каждому Господь открывает нечистоту сердца, без которой не может быть таких высоких наград как претерпение поношений за правду. Давайте не будем мечтать о себе, ведь в этом и состоит суть смирения.

В этом случае мы покоримся тем непостижимым судьбам Божиим, которые совершаются вокруг нас. Как Господь умалился и пошёл на Голгофу, так и Его Церковь в конце концов совершит этот путь. Мы можем оттдалить этот страшный день Второго Пришествия, если будем скромно на своём месте всё делать во славу Божию, понимая, что делать всё это можно только силою Того, Кто распялся за нас, чтобы открыть нам дорогу в вечность.

Для получения рассылки листка сообщите о своём желании на почту Андрею Иванову: andreialekseevich@gmail.com.

Просмотры (50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *