Воскресный листок. Неделя 23-ая по Пятидесятнице, 11 ноября по церковному календарю

Апостольское чтение: Еф. 220 зач. 2:4 – 10

Братия,  Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены,  и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Евангельское чтение дня: Лк. 53 зач. 10:25-37

В то время, законник некий приступи к  Иисусу, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.  Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.  Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

В Евангельском повествовании некий законник приступил к Иисусу, искушая Его. Данное событие происходит уже после Преображения, т.е. незадолго до страданий Господа. Ясно, что ко Христу многие приходили с вопросами – не только чтобы искусить,  но и получить ответы на вопросы, в которых не было единодушия. Можно, конечно, попробовать проанализировать параллельные места у разных евангелистов, связанные с законниками, но здесь мы имеем дело со случаем, когда нет оснований утверждать, что это был законник, описанный у Матфея (Мф.22:35) или у Марка (Мк.12:28). Ведь в этих повествованиях Спаситель Сам даёт ответ на вопрос о главных заповедях, а здесь этот ответ выходит из уст законника. Некоторые отцы, например, свят. Иоанн Златоуст, считали, что этим законником двигал искренний интерес.

Наиболее вероятно, что наш законник уже раньше слышал ответ Господа и хотел узнать, кого следует считать ближним. Притча оказывается настолько глубока, что законник соглашается с Господом.

Нравственное толкование притчи очевидно – ближним оказывается любой человек, которого мы встречаем на своём жизненном пути. Из притчи не ясно, какой национальности был человек, который попался разбойникам, об этом не говорится. Кем бы он ни был, ни священник, ни левит не помогли ему, потому что они боялись оскверниться, нарушить закон ритуальной нечистоты (см. Лев.15:2). Если они бы прикоснулись к истекающему кровью, то не смогли бы в этот день служить. Они поступили формально, потому что больше думали о себе. В противном случае они бы позвали на помощь кого-нибудь, смогли бы помочь, не нарушая правил. Господь так строит притчу, что каждый ставит себя на попавшего в беду человека. Ясно, что в этом случае мы готовы получить помощь даже от самарянина, который для иудея тоже не чист.

Итак, нравственное (тропологическое) наставление открывает нам то, о чём ап. Пётр узнал перед крещением первых язычников, сотника Корнилия и его близких и друзей: Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым Деян.10:28). Запрещение общения с иноплеменниками было дано иудеям, чтобы они не заразились идолопоклонством. Точно так же и христианам надо остерегаться ложных учений, но не бояться по-доброму относиться ко всем людям.

В аллегорическом толковании следует отметить (см. Благовестник блаж. Феофилакта Болгарского), что движение человека (вниз, т.к. сказано сходит) от святого града Иерусалима в Иерихон (город луны) обозначает грехопадение, в результате которого человек пострадал от разбойников (диавола и его клевретов). Он ещё жив, поскольку ему дана надежда на спасение (см. Быт.3:15). Ветхозаветная религия в лице священника и левита (Закон и пророки) была не в силах спасти человека, спасает его Самарянин (Спаситель, Которого часто иудеи называют так, см. Ин.8:48). Он отвозит его в гостиницу (Церковь), преревязывает (лечит таинствами) и возливает на раны масло и вино (учение, несущее милость и строгость), оставляя в ней содержателю гостиницы (апостолам и епископам) два динария (дары Святого Духа), сказав ему, что за его личные издержки он получат награду, когда Самаринин возвратится (Второе Пришествие).

Законник, а с ним и все мы, получает повеление поступать так же, как и Самарянин, т.е. подражать Господу нашему Иисусу Христу. Само подражание просто необходимо, ведь мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, но согласно ап. Павлу, как и смыслу притчи, сами дела не спасают, поэтому нам не полезно ими гордиться, но следует слушаться заповеданному Господом: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:3-4).

Также и из притчи и из последней цитаты видно, что главное дело людей на Земле проявлять милость. Ведь одно из значений греческого слова «елей» — это «масло», а второе – «милость». И всё это следует творить втайне, не признаваясь даже самому себе, что делаешь что-то доброе. Оказывать милость следует всем людям, которые встречаются на нашем пути, без всяких исключений. Так делал безгрешный Господь, а мы полумёртвые, умерщвленые грехом, причём, только по милости Бога мы не совсем мертвы. Вот как об этой милости говорит пророк Исайя: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;  трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;  не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова (Ис.42:1-4).

Все мы трость надломленная и лён курящийся. Так неужели мы сможем надеяться на помилование, если не окажем милости ближнему? Однако, милость не отменяет строгости (её символ в притче – вино, которое жжёт, когда его возливаешь на раны), но её надо оказывать на своем месте, соблюдая при этом меру. Наши пастыри не могут спастись своей праведностью, если они не будут относиться к нам, как к своим возлюбленным детям, но и нам не спастись, если мы не будем воздавать тем, кто нас любит, печется о нас, послушанием.

Слово «послушание» не означает механического следования чужой воле. Ведь наша задача – следовать за Спасителем, творчески воплощая в жизнь Его заповеди. Мы овцы словесные, т.е. такие, которые имеют свой собственный разум. Можно с уверенность сказать, что даже святые, которым была открыта воля Божия о человеке, никогда не требовали безусловного послушания. Они могли упрашивать, умолять, особенно зная, что неправильное решение погубит человека, но они никогда не настаивали.

Опытный пастырь даёт советы пасомым очень осторожно, оставляя человеку свободу воли. Если мы видим в истории примеры пастырей-волков и лжепророков, то это попустил Сам Господь, и Он учит, как отличить одних от других: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф.7:16). Мы – овцы словесные и не должны быть неразумными. Для этого надо слушать даже духовного отца с рассуждением, сопоставляя советы с заповедями Божиими, а также со своими тайными греховными склонностями, которые часто мешают нам принять советы духовных пастырей, исходящими от Бога. Все очень сложно, и многое зависит от качества нашего покаяния.

Истинное покаяние несёт в себе две составляющих. Признание, что какие-то грехи я сделал по немощи (но борьба не должна быть формальной), и постепенное исправление своих идеалов. Ведь, в конце концов, они должны стать такими же, как у Господа. Если мы идём по этому пути, то это становится явно для нас, в том числе и через оставление грехов, которым мы раньше не в силах были сопротивляться. Если этого движения нет, то в нашей духовной жизни что-то не в порядке.

Просмотры (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *