Воскресный листок. Неделя 21-ая по Пятидесятнице, (28 октября по церковному календарю)

Апостольское чтение: Гал. 203 зач. 2:16 – 20

Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Евангельское чтение: Лк. 38 зач. 8:26 — 39

В то время пришел Иисус в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.  Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.  Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.       

Как христианин должен относиться к тем силам зла, которые нас окружают? Вопрос этот очень важный. Так ап. Павел учит: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:11-12). В современном обществе, даже среди верующих, встречаются крайности, которые очень опасны для нашего духовного здравия. С одной стороны, можно встретить таких «христиан», которые отрицают реальное бытие нечистых духов и их присутствие рядом с нами. Часто это происходит потому, что окружающий неверующий мир скептически относится к Евангельским повествованиям. Ясно, что такая позиция бесам очень нравится.

Противоположенная крайность проявляется в чрезмерном интересе к инфернальному миру. Это, пожалуй, ещё хуже. Интерес рано или поздно может привести к прямым контактам, которые строго запрещены Св. Писанием (см., напр. Втор.18:10) и приводят человека в сумасшедший дом. М.А. Булгаков в Мастере и Маргарите очень художественно осветил этот факт. Сейчас мы можем привести длинные списки уфологов, занимающихся феноменом НЛО, которые закончили свою жизнь самоубийством. И не мудрено: под этими явлениями скрываются старые обольстители, а они своё дело знают.

Посмотрите на сегодняшнее Евангелие. Какие страдания испытывал гадаринский бесноватый! Из повествования ясно, что мы своею силой не можем противостоять тем, кого и называть-то лишний раз не хочется. Если бы нас, всех людей, не защищал Бог, они бы погубили нас в одно мгновение. Чем неверующие лучше свиней по своей манере жить? И первый мир был потоплен водой, потому что люди стали жить как свиньи: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт.6:5). В принципе, никакого потопа не надо: дал бы Господь разрешение – и почти всё человечество поступило бы как стадо свиней.

Но Господь бесам даже бесноватого не даёт погубить. Зачем же Он не посылает бесов в бездну? Для того, чтобы мы с вами определились в своём выборе. Чего мы хотим – быть вечно с любящим Богом, или попасть вот в такую весёлую компанию существ не способных любить? Ведь вся любовь у Бога, а те, кто отказываются от Него, сами лишают себя своего достоинства, человеческого или ангельского. Можно аллегорически понимать, что у бесноватого не было той самой белой одежды, которую мы получаем в Крещении, а жил он не в доме, т.е. не в Церкви, а в гробах, где истинной жизни и быть не может.

Как же с ними бороться? Это осуществляется на уровне помыслов. Часть мыслей, которые приходят нам в голову – от тех, кто нас не любит и желает нашей погибели. Среди них есть такие мысли, что нам и сомневаться не пристало в их происхождении. Если мы оттолкнём сразу прилог (так святые отцы назвали этот первый позыв на грех), то уже одержана локальная победа, не нами, конечно, а Господом, но по нашему произволению. Если мы вступили в собеседование с помыслом, то это сочетание. Тут ещё греха нет, но начинается борьба. Опыт показывает, что здесь наши шансы начинают таять, лучше сразу оттолкнуть.

Пленились помыслом, получили сосложение – это уже грех: мы согласились, что дело хорошее. Тут борьба уже очень затруднительна, но всё-таки ещё возможна. Сколько раз можно наступать на одни и те же грабли? Много. Эх раз, ещё раз – и образуется пленение, а дальше навык, и наконец, страсть. Если учесть, что помыслы могут быть не только очевидные, но и весьма хитрые, то становится ясно, почему святые вопили: Избави мя от всякие мирские злые вещи и диавольского поспешения (из молитвы прп. Макария Великого). А у нас молитвенное правило, мы эти слова каждый вечер говорим, но вот только как?

Конечно, ап. Павел в сегодняшнем Апостоле говорит о делах иудейского закона. Он своё отработал: для ап. Павла, например, очевидно, что закон не спасает. Его ревнители, среди которых и Савл был, прилежно слушаясь сатану, сотворили волю Божию – распяли Христа. Это породило новый Евангельский Закон, который повелевает нам умереть для старого закона в крещении, чтобы вместе со Христом воскреснуть, жить для Бога, или другими словами, в духе и истине (Ин. 4:23). Для этого надо научиться не слушать Его врагов, что не просто, особенно когда уже усвоен целый набор страстей, которые мы часто и не считаем за что-то предосудительное.

Вот жители гадаринские выслали Христа из своей страны. Понять их можно – они потерпели значительный материальный ущерб: свиней было около двух тысяч (Мк. 5:13), т.е. на наши деньги их цена была около 30 млн. рублей. Гадаринцы были ещё добродетельные люди: просто испугались и отослали Христа. В наше время Его бы привлекли к материальной ответственности.

Скажем также, что на основании слов ап. Павла, что мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона (Гал.2:16), протестанты прочно уверовали, что они уже спасены. Хорошие дела делать, конечно, желательно, но беспокоиться о спасении не надо. В связи с этим и аскетики не надо, и монастыри не нужны – только веруй. И сколько произошло пользы: люди, которые перестали беспокоиться о своём спасении, сразу же проявили удивительную деловую активность. Ведь сколько можно добрых дел сотворить – тех же свиней разводить, чтобы накормить голодных.

Как ни странно, но вся эта история кончилась ровно тем, что произошло тогда, только не сразу: большое количество именно протестантских стран как-то стыдливо вычеркнули Христа из своей истории. Для того, чтобы не пойти за ними, нам надо чётко понимать, что вера без дел мертва (Иак.2:20), а ап. Павел имел ввиду дела ветхозаветного закона, а не христианские дела. И главное христианское дело поставить шлагбаум у дверей своего сердца, спрашивая каждую мысль, даже одетую в приличные одежды: ты откуда, кто тебя послал?

Просмотры (47)

2 комментария на “Воскресный листок. Неделя 21-ая по Пятидесятнице, (28 октября по церковному календарю)

  1. Благодарю вас за прекрасную вами напечатанною проповедь.Спаси Господи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *