Покровский листок (30 сентября по церковному календарю)

Апостольское чтение: Евр. 320 зач. 9:1 – 7

Братия, первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.  При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Евангельское чтение: Лк. 54 зач. 10:38 – 42;11:27-28

В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.  Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Во все Богородичные праздники на Литургии всегда читаются одни и те же чтения из Апостола (2 варианта) и Евангелия. Оба сегодняшних чтения обладают чрезвычайной глубиной, причём апостольское чтение очень сложное для разбора, поскольку в нём упоминается ветхозаветная скиния. Для наглядности восприятия приведём схему скинии (см. Исх.40:1-11).

Мы видим, что в скинии прообразом Нового Завета служит ковчег Завета, расположенный за двумя завесами. В святое, расположенное за первой завесой, входили только священники для служения. Первосвященник, прообразуя Христа, один раз в год входил за вторую завесу, в Святое святых, принося жертву и совершая каждение. Вот эта скиния по свидетельству святых отцов со всеми её принадлежностями прообразовала Богородицу. Об этом мы можем услышать в многочисленных богослужебных песнопениях. Например, в 1-ом каноне Рождества Богородицы говорится: Предопределённая скиния примирения нашего с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в вещественной плоти. Становится понятным выбор Апостольского чтения.

Божия Матерь – это тот дар человечества Богу, без которого невозможно бы было наше спасение. Мы можем говорить, что Она родила Бога, поскольку у Богочеловека одна Личность, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Сама же Божия Матерь полностью принадлежит нашему человеческому миру, являясь лучшим его представителем. Не даром, по преданию первосвященник вводит её в возрасте 3-х лет во Святое-святых храма, и она постоянно там может пребывать. Из Евангелия совершенно очевидно, что она даёт Богу обет девства, поскольку будучи обручённой мужу Иосифу, она удивляется, что Ей предстоит родить: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк.1:34). Она бы не удивилась, если бы предполагала жить с Иосифом в браке. Это ответ тем протестантским конфессиям, которые утверждают, что Она после Иисуса родила других детей.

Таким образом, можно утверждать, что Богородица является первой монахиней, поскольку обещание девства – совершенно чуждое для Израиля явление. Сегодняшнее Евангельское чтение тоже говорит об этом. Так Мария, которая  сидела у ног Иисуса, обозначает созерцание, полное посвящение себя Богу. Её зовут так же, как Богородицу (Мария значит госпожа), Которая является примером такого посвящения. Марфа является обозначением деятельной добродетели, которая также угодна Богу, но имеет только временное значение. Выражение Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё говорит о вечном смысле нашей жизни, как полном соединении с Богом.

Однако, как скиния имеет несколько отделений, так и Богородица вмещает в Себя все способы богоугождения. Ведь Она является не только Девой, но и Матерью. На Кресте Господь усыновил Ей все человечество в лице ап. Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой (Ин.19:26).  Таким образом, Бог через Божию Матерь призывает всех, чтобы ввести нас во Святое-святых.

Богородичное Евангелие – составное: последние строки берутся из другого места. Они, с одной стороны, прославляют Богородицу, но также говорят нам о непризрачности Воплощения Христа, Который сосал материнскую грудь. Также в этих строках для нас ставится задача реализовать в своей жизни высокие Евангельские идеалы. Это может дать нам то же блаженство, которое сумела достичь Божия Матерь.

Сегодняшний праздник – один из самых удивительных праздников в истории человечества, и он целиком принадлежит именно русскому народу. Дело даже не в том, что истории достоверно неизвестно, когда произошли описываемые события: в 860 г. или в 910 г., но в том, что в русском сознании как раз живёт версия, что варварами были дружины киевских князей, Аскольда и Дира, наших с вами предков. В России сейчас есть проповедники язычества, но если почитать те страшные свидетельства об обычаях на Руси до Крещения, то волосы встают дыбом. Вот что пишет патриарх Фотий (858-867; 877-886) о том нашествии: Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным.

Наши предки не жалели никого – ни женщин, ни стариков, ни детей и весь Константинополь в ужасе молился. И вот во Влахернской церкви юродивому Андрею было чудесное видение Божьей Матери, простирающий покров над народом. Наутро страшная буря разметала вражеские корабли. Через некоторое время из Киева просили прислать миссионеров. Это событие носит в истории название первого крещения Руси. Известный историк Антон Карташов (1875-1960 гг.) выдвинул гипотезу, что именно тогда на Русь был послан первый наш митрополит Михаил. Эта гипотеза имеет право на существование. Дело в том, что есть свидетельства, что св. равноап. кн. Владимир, опасаясь греков, привязал нашу Церковь к Охридской архиепископии. В результате были уничтожены всякие свидетельства о первом крещении Руси. Когда позже мы вновь попали в греческую орбиту, были уничтожены все документы о предполагаемом Охридском периоде. Вот почему сейчас так трудно что-то доказать.

Давайте вернёмся к празднику. Нигде в мире, ни один народ не празднует поражение своих предков, как великий праздник. Но для нас это великий выбор, предпочтение неба — земле, высшего – низшему. Верна ли теория Карташова, мы не знаем, но то, что такой выбор состоялся – это точно. И сегодняшний праздник открывает нам самую сердцевину этого глубинного выбора.

Мы живём в такое время, когда Церковь умаляется, подобно тому, как умалялся в Своей земной жизни Христос. Он легко мог стать царём, но вместо этого Он предпочитает идти на Голгофу, чтобы распасться за всех людей. Сейчас в мире также умаляется Церковь. Нам не постичь судеб Божиих: от  нас ускользает духовный смысл многих событий, которые только задним числом мы как-то оцениваем и понимаем, и то приблизительно. Господь знает всё: и в ту страшную ночь Покрова Он знал, что многие сердца на нашей родине застучаться к Нему, видел наши «луковичные» купола. Также и сейчас у нас нет оснований не доверять Господу. В сегодняшний день Покрова мы всецело должны быть уверены, что Христос всё покорит Богу Отцу: Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог все во всём (1Кор.15:28). И если наши земные корабли разбрасываются бурей, то это может послужить основанием к празднику.

 

Просмотры (22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *