Воскресная проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. Преп. Марии Египетской. 17 апреля 2016 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Подходит к концу Великий пост, так же как некогда подходило к концу время земного служения Спасителя Христа. И мы сегодня в Евангельском чтении слышали, как Он восходит в Иерусалим, беря с Собой самых лучших, самых талантливых, самых разумных людей, наверно, во всем человечестве. Он идет со Своими учениками и, восходя в Иерусалим, предсказывает им: «Мы идем туда, — говорит Он, — в последний раз. Ведь Сына Человеческого приговорят к смерти, Его оплюют, над Ним будут ругаться, Его предадут смерти, но в третий день Он воскреснет».

 

И как написано в Евангелии «абие», то есть в тот час, как только Господь только-только сказал эти слова, подошли к Нему двое из самых ближайших учеников: Иаков и Иоанн. И подошли к Нему с такими словами: «Господи, мы хотим, чтобы Ты сделал нам то, что мы у Тебя попросим». Нельзя сказать, что эти люди были совсем глупыми, нельзя сказать, что они ничего не поняли из того, что Христос им говорил, ведь всё это было потом записано, даже Дух Святой им напомнил все эти слова, они помнили их наизусть. Но, Иаков и Иоанн подходят ко Христу с очень странной просьбой.

Казалось бы, вот нам по-человечески, если учитель, в котором сосредоточилась вся своя жизнь, вдруг говорит, что меня скоро убьют, мы, наверно, перепугаемся и скажем: «Мне-то что делать? Что мне повелишь, то я и буду делать. Может быть, помочь тебе в чем-то, понести твою ношу, помочь тебе?».

Знаем – слова-то эти страшные. Что нам-то делать, ученикам? Но, Иаков и Иоанн подошли ко Христу с совсем другими словами: «Мы хотим, чтобы мы сидели один по правую, другой по левую сторону во Царствии Твоем».

Это Евангельское повествование трагическое. Оно очень глубоко и очень полезно для нас, но оно и очень трагично. Христос не укоряет учеников – ну, что с них взять? И с нас – что взять? И говорит им: «А вы можете креститься крещением, которым Я крещусь, и пить чашу, которую Я буду пить?». И они, еще не зная, что говорят, говорят: «Можем». И Господь, предсказывая им, говорит: «Конечно, чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься. Но, кому сесть по правую и по левую стороны, не от Меня зависит, а кому уготовано».

Мы ходим в храмы для того, чтобы попросить. Даже само богослужение начинается с мирной ектении, с просительной – мы просим, просим, просим.

Когда Господь восходит на Крест, ученики разбегаются, они еще не готовы, как и мы с вами. Когда наступают какие-то соблазны, гонения, скорби, трудности, мы сразу бежим, не зная куда бежать. Ученики разбежались по лесу, по этому саду, стремглав, не разбирая дороги. Так же и мы. И от нашего Учителя вот в эти сложные моменты мы склонны отбегать подальше. Мы же хотели не «чаши», не этого «крещения»  кровавого, мы хотели исполнения наших прошений, всё для нас.

В Церкви мы живем друг для друга, и мы живем для Бога. И Бог живет для нас. Он Сам так захотел, это не наша воля, а Божий дар. Так вот, если мы не следуем за Христом, тогда и получить ничего не можем. Ученики разбежались от Христа, потому что были не готовы, потому что не было у них сил. А как же эти силы получить?

В сегодняшний день мы чествуем память Святой Преподобной Марии Египетской. Помните из ее жития, мы совсем недавно его читали здесь в этом храме, как только она – грешница великая, окруженная своими мерзостями, попыталась войти в Иерусалимский храм, чтобы поклониться Честному древу, невидимая сила ее не пустила. Стала она размышлять: «Что такое? Все могут, а я не могу». И вдруг ее осенило: ее мерзости не пускают к Святыне. Обратившись к Божией Матери и услышав ответ – мы знаем, что такое получить ответ, потому что мы все и даже вместе с Марией Египетской соединены единым мистическим опытом, таинственным — как только она его услышала, она последовала. И помните, что сказала Божия Матерь: «Иди за Иордан и там обретешь покой». Интересно. 17 лет она боролась со страстями, как с лютыми зверями, там в пустыне. Ничего себе покой!

Но, это время прошло. «Много дано, много спрашивается». И так же и у нас с вами: мало дано, но хоть что-то да дано, спрашивается немножко, и может меньше, у всех по-разному. Но, после этого труда мы обретаем покой.

Просим у Бога, с верой стараемся, говорим: «Помоги моему неверию. Помоги моим детям. Мне помоги там в чем-то, в каких-то сложностях». Мы все просим для себя. И Господь нас не укоряет, но не дает это всё сразу, потому что мы еще пока не можем «креститься этим крещением». Но для того чтобы нам спастись с вами, для того чтобы остаться в числе ближайших учеников и не последовать примеру Иуды, нам необходимо собраться и безбоязненно решиться следовать за Христом.

Только, наверно, по окончании земной жизни мы узнаем, что Богу пришлось претерпеть там, на Кресте. Ведь взял Он на Себя все муки ада – сколько народа-то было на земле! И все наши беззакония отяготили на Нем.

И конечно, Иаков и Иоанн – они должны были по любви к своему Учителю сказать: «Господи, что нам делать?».

« Скажи мне путь, — пророк Давид говорит, взывает, — воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою».

За такую любовь, безконечную, чем можно воздать? У нас и жизнь – она не наша собственная, она дана нам Богом. Так вот, ответ на этот вопрос такой: что мы можем сделать? Каждый раз на богослужениях очень часто в конце каждой ектении произносятся слова: «Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

В благодарность Богу за такую любовь мы должны отдать Ему всю свою жизнь. И в этой отдаче заключено наше счастье, конечно, оно не без трудностей. Сложно себя самого кому-то отдавать.

Апостол Павел передает слова о том, что Господь нам приготовил: «Не слышало ухо, не видел глаз, не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Любовь – она в отдаче. И мы сейчас, подходя к событиям Страстной седмицы, должны задуматься, а любим ли мы?

Сегодняшнее Евангельское чтение, еще я вас немножко задержу, было посвящено грешнице, которая пришла в дом некоего праведного человека, фарисея Симона. Она была известна в городе, какие дела она творила, и на какие деньги она купила это миро. Так вот, Господь на недоумение Симона, который помыслил только: «Вот если бы этот Человек был пророком, Он бы знал, кто и какова жена прикасается к Нему, потому что она грешница». И Господь ему отвечает: «Два должника было у какого-то человека. Один должен был 500 динариев, другой 50. А так как им нечем было отдать, он им обоим простил. Вот, кто больше из этих должников его будет любить?». Симон подумал и говорит: «Ну, наверно, тот, кому больше простилось».

«Вот так же и эта грешница. Ты праведный, но голову Мне маслом не помазал по обычаю иудейскому, водой Мои ноги не омыл и не показал своего расположения. А она полностью всю себя отдала через такое унижение. Так вот, прощаются ее грехи многие, потому что она возлюбила много».

Кажется, фарисей нагрешил поменьше, она – побольше, и поэтому ее грехи прощаются. Но, совсем это не так. Ведь Симон – это человек, который потом побежит распинать Христа и кричать там Пилату, чтобы поучаствовать там в деле Распятия. Нельзя сказать, что он согрешил меньше, его грех был до времени, может быть, скрыт от людей.

Так же и мы с вами. Для того чтобы очиститься от грехов и исполнить цель нашего Великопостного труда, для того чтобы быть не вместе с распинателями Христовыми, мы с вами должны всю нашу жизнь посвятить Богу.  В этом наша вера. Серединка на половинку, может быть – да, бывает такая конформистская вера, политкорректная: «Ну, я же не совсем там, немножко сходил, но не совсем же я верующий».

«О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, Я извергну тебя из уст Моих».

Нам с вами тоже много чего открылось, много чего нам дано. Мы – ученики Христовы.

И давайте постараемся не последовать Иуде и нашу теплохладность постепенно разжигать в огонь любви к Богу, в огонь веры безконечной, и давайте покоримся Ему, и спросим: «Господи, что Ты от нас хочешь? Я выполню всё Твое повеление до конца, как Мария Египетская». Аминь.

Спаси, Господи!

Просмотры (299)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *