Человеку свойственно впадать в крайности

крайности15 признаков того, что мы в опасности

Человеку свойственно впадать в крайности. Идти Царским путем непросто, и в среде православных встречаются тонкие и опасные отклонения: «лайт-православие» или же наоборот – «монашествующие» в семье.

 

В помощь воцерковлющимся и уже церковным людям мы составили пятнадцать признаков, по которым можно понять, что мы свернули с Царского пути и ходим окольными и опасными тропами самолюбия и гордыни.  Апостол Павел предупреждает: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри» (Еф. 5,15). К чему это предостережение: «…не якоже немудри, но якоже премудри»? — К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностью, когда неуместностью, когда излишнею ревностью, и тогда добродетели становятся грехами.

Каковы же признаки нахождения на столь опасном пути?

 

  1. Утром, вечером правило читаем, вечером в субботу и утром в воскресенье в храм идем, а на вопрос: «Ты не видел(а) мою записную книжку», отвечаем криком или благочестивым недовольством и укором: «Ты, что не видишь, я молюсь».
  2. Очень волнуемся за тех женщин, которые в храм без платочка заходят, а может быть и  в брюках. Нервничаем, если кто-то в телефон на службе посматривает, сами же с благоговейным видом думаем о своих мирских заботах на богослужении и не сможем объяснить: что именно сейчас читают, и каков смысл данного момента богослужения.
  3. Став церковными людьми, вводим дома посты для своих нецерковных домочадцев.
  4. Все время повторяем «Я такой (кая) грешник (ца)» и «Спаси Господи», а скажи нам, что-то неприятное, тут же чуть ли не с кулаками начнем доказывать, что мы хорошие.
  5. С усердием посещаем святые места, стараемся не пропускать ни одной организованной поездки, с вниманием изучаем карту ствятынь и строим планы на поездки, где еще не были, при этом забываем о постоянной молитве или раздражаемся.
  6. Читаем Евангелие и душеполезные книги и забываем, что все о чем там написано, нужно исполнять, а возможно это только в реальном, конкретном служении ближнему и непрестанном молитвенном труде.
  7. Придумываем себе огромные правила из канонов, кафизм и акафистов, при этом стараемся избежать общения с людьми, которые нас могут попросить о помощи.
  8. Незаметно для себя стараемся во время поста пойти в гости к людям нецерковным, чтобы под предлогом любви к ближнему поесть скоромного.
  9. Не считаем нужным ходить в храм в субботу вечером и каждое воскресение, при этом ищем оправдания своему пренебрежению соборной молитвой.
  10. Не считаем нужным пост телесный, все время повторяем, что главное – это «духовный» пост, и лишь бы «людей не есть»
  11. Не считаем нужным изучать вероучение, а верим в то, что где-то когда-то услышали, кто-то сказал, а Истину искать ленимся.
  12. Верим во все сразу — вдруг что-то да поможет: Богу свечу поставим и гороскоп почитаем.
  13. На богослужении наслаждаемся пением, каждением, благолепием интерьера и облачений, а в содержание церковных песнопений и молитв не желаем вникать.
  14. Все наши интересы находятся в области мирской: себе, близким и родным хотим квартиру побольше, машину получше, еду повкуснее, отдых покомфортнее, развлечений поизысканнее. Христа не ищем, Святой Его воли не исполняем, в храм ходим только по привычке.
  15. А бывает и так: много прочли, учились на курсах или в семинарии, все знаем, всем рассказываем, а сами даже элементарного не исполняем. Что пользы от такого знания? Домашнее правило сокращаем, в храм, всякий раз, как есть возможность пойти — не спешим, к причастию готовимся формально.

Верни нас Господи на Царский путь!

«Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть…

Не втиснется, не войдет в небесные врата грешник… так-как грешный, а праведник не войдет как высокоумствующий и считающий себя добродетельным…

Человеку необходимо опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные; не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости…

Таким образом, понемногу, от добродетели к добродетели, ты как по лестнице взойдешь на небо и будешь в раю.»

 

Святитель Димитрий Ростовский

 

Просмотры (1737)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *