Эта статья — приглашение к разговору о воцерковлении детей.
Пишите свои комментарии, вопросы, рассказы о личном опыте. Готовых рецептов нет
Один из самых главных вопросов, который возникает у верующих и воцерковленных родителей, — это вопрос о том, как воцерковить ребенка.
Маленькие дети часто с радостью посещают храм и воскресную школу, но со временем у многих пропадает желание ходить в церковь, а у некоторых возникает откровенный бунт против посещения церкви. Порой доходит до серьезного конфликта между повзрослевшим ребенком и его воцерковленными родителями. Кризисную ситуацию решать всегда сложнее, особенно когда она касается наших родных. Дети не хотят идти к пастырям или психологам на беседу, а решить проблему без их прямого участия и желания очень сложно. И остается нам в такой ситуации только молитва за заблудших наших овечек.
Поэтому профилактика, предвидение ситуации в этом вопросе очень важна, как вообщем-то и в других вопросах воспитания. Эта статья большей частью обращена к родителям маленьких детей, к родителям, которые, возможно, еще не задумываются о предстоящих проблемах и живут в блаженном неведении, радуясь тому, как ребенок с удовольствием шагает в храм.
Имея даже не очень большие знания по агиографии (изучения жития святых), мы можем припомнить оттуда слова: «родился он от благочестивых родителей и с раннего детства был наставляем в любви к Богу».
Благочестие родителей — одно из самых важных условий благочестия детей.
Очень часто бывает так, что взрослые путают внешнее благочестие с подлинным. Живя так называемой церковной жизнью, на деле совсем не идут за Христом. В сердце самих родителей скрыто будущее отношение ребенка к церкви, к Богу и к ближним, в том числе и к самим родителям.
Недавно мне довелось посмотреть передачу о. Димитрия Смирнова с участием родителей многодетной семьи. В студии присутствовали отец Иоанн и матушка Надежда, у которых 18 детей. Удивительно ласково и с глубоким почтением батюшка и матушка говорили о своих родителях, так же с улыбкой и теплотой они говорили о своих детях. Выросшие сами в любви и послушании Богу, они сумели передать такие же чувства детям.
Примеры праведности родителей, усвоенной их чадами, можно черпать и в Евангелии: Иоаким и Анна — родители Богородицы, Захария и Елисавета — родители Иоанна Предтечи, и в житиях святых: Кирилл и Мария — родители Сергия Радонежского, Стефана и Вассы — родители Александра Свирского, список можно продолжать. Я подробно останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы указать читателю на их удаленность от тех благочестивых людей, которые стали родителями великих святых, а с целью пробудить желание больше напитываться такими примерами, читать жития, святоотеческую литературу и строить свою жизнь на их основе. В этом лежит большая часть успеха всего воспитания детей.
После того, как мы еще раз для себя повторили известную нам истину — хочешь воспитать ребенка, воспитай себя, — перейдем к практической стороне этого вопроса.
Что такое воцерковление? Воцерковление ребенка – это научение его жить по Евангелию. Т.е. наша задача не столько приучить ребенка регулярно ходить в храм (хотя и это тоже), сколько приучить его к постоянной внутренней духовной работе на основе святоотеческого учения. Что, в свою очередь, непременно положительно отразится на его желании регулярно бывать на богослужениях, участвовать в таинствах. Итак, подковавшись сами в вопросах православной аскетики в теории и хоть немного на практике, приступим к разговору о том, «Как же воцерковить ребенка?».
Любовь родительская – любовь Господня
Взрослые люди по-разному видят Бога. Для кого-то Он карающий, для кого-то -милующий, а от кого-то вообще сокрыт. А все от того, что первые шаги в познании Бога ребенок делает, принимая любовь родительскую. От того, какой была любовь родителей к ребенку, во многом зависит то, как в будущем подросший ребенок будет воспринимать любовь Господню.
Господь нам дарует полную свободу, но для спасения нам нужно послушание. Это мы понимаем не сразу, а постепенно, спотыкаясь и падая. Часто взрослый человек строит свои отношения с Богом по модели, которую ему предложили в детстве родители. Недаром говорит, что вся наша жизнь – это трагедия раннего детства. Если в детстве с ребенком обращались очень строго и несправедливо, то когда он вырастет, ему сложно будет принять мысль о том, что Господь милостив и справедлив. Первое, что должны сделать родители – это пересмотреть весь строй семейной жизни и обратить внимание на то, как часто они позволяют себе срываться на детях, раздражаться, относятся ли со вниманием к интересам ребенка.
Важно: ровоное, всегда внимательное, но вместе с тем и строгое, без вседозволенности отношение родителей к детям.
Напоминайте себе: «в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях» ( Митрополит Лимассольский Афанасий);
«… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…» (Свт. Афанасий (Сахаров).
Всему свое время
Надо учитывать, что маленькие дети сначала питаются молоком, потом кашками и растертыми овощами, потом уже переходят к твердой пище, постепенно приобретая вкус к разным продуктам. Все мы помним, что в детстве многие продукты были для нас неприятны и отвергались нами, а с взрослением они постепенно переходили из разряда нелюбимых в любимые. В нелюбимых остались в основном те, которые нас заставляли есть насильно.
В воспитании очень важна постепенность и аккуратность.
Не нужно бросаться с места в карьер и пытаться ребенку объяснить все и сразу, но и затягивать тоже не стоит. Мировоззрение формируется постепенно, по крупице каждый день.
Жизнь в среде и вне ее
Самое сложное — это научить ребенка быть верным Господу в любом окружении, в любых ситуациях. Перед родителями часто встает вопрос: нужно ли запрещать смотреть современные фильмы, играть в компьютерные игры, общаться с детьми из нецерковных семей? С одной стороны, невозможно посадить ребенка под колпак и защитить его от всех вредных воздействий. С другой стороны, вред от этого воздействия может оказаться настоящей отравой на всю жизнь. Враг рода человеческого расставляет сети с изощренной хитростью. И здесь никто не даст готового рецепта, как же обойти все ловушки. Помните фильм «Хозяйка детского дома»? Как верно замечает героиня Натальи Гундаревой о своем опыте: «Вот Вы говорите — опытный человек. А я с каждым ребенком все сначала начинаю. Появится новенький — и весь мой опыт можно быстренько в форточку выбросить. Потому, что рецептов тут никаких нет и быть не может»
И действительно, рецептов нет. Только любящее сердце, уважение к личности маленького человека и личный духовный опыт могут привести к верному подходу к каждому ребенку и, конечно же, усердная молитва родителей.
Просмотры (1691)
Желаю родителям помнить всегда слова : «Невольник — не богомольник!»
Был в моей родительской жизни период, когда сын, буквально с рождения выросший в храме, лет в 8 -9 стал отказываться идти на службу. Каждая верующая мама поймет, с какой тревогой я к этому отнеслась. Спасибо Господу и Ангелу-Хранителю — у меня все же достало выдержки не ругать его и не тянуть против воли. Молилась, конечно, за него. Так прошло года 3 или 4, когда я, войдя однажды вечером в его комнату, застала его молящимся перед иконами над его диванчиком. Я несказанно обрадовалась, и через малое время как бы между прочим предложила ему сходить в храм на службу. Я была готова к отказу, но он неожиданно согласился. Потом, после службы сказал мне:»Спасибо, что позвала.»
Сейчас ему уже 19, он учится в другом городе в очень серьезном вузе, но в храм, слава Богу, продолжает ходить и там. Это не значит, что я уверена, что в его жизни больше никогда не будет периодов охлаждения к вере, т.е. что он застрахован от этого. Нет, конечно. У каждого человека свой путь и свои личные отношения с Богом. Буду молиться за него, пока жива…
И еще об одной вещи хотелось бы сказать. Я в храмах наблюдаю две крайности в поведении родителей с детьми. Первая — вседозволенность, когда ребенок 4 -6 лет ведет себя, как на детской площадке, а родители ни слова ему не говорят. Но это не так страшно, как другая крайность, когда маленького человека самым жестким образом «строят». » Туда не смотри, крестись, стой, не шевелись и т.п….» Иногда и ругают до слез, и за руку дергают прямо в храме. Как правило, эти родители сами недавно пришли к вере, и теперь с горячностью хотят все сразу поставить на церковные рельсы. Сердце кровью обливается, понимаешь, что у этого ребенка храм и вера будет вызывать только отвращение, но как ему помочь? Такие авторитарные родители редко готовы послушать постороннего человека…