Проповедь произнесенная 27 апреля. Антипасха

Проповедь о. Бориса ЕршоваХристос воскресе!
Воистину воскресе!
Спаси Господи, братья и сестры, за молитву сердечную! Сегодняшний день — совершенно  особенный, ни с чем несравнимый. Смерти празднуем умершвление, адово разрушение, нового жития вечнаго начало и играюще поем виновного единаго благословенного Отца-Бога и препрославленного.
Христос воскресе!
Воистину воскресе!
И в сегодняшний день мы празднуем Пасху Христову, и это празднование будет совершено вплоть до Вознесения. Сорок дней мы будем праздновать Пасху. А вот сегодняшний день не случайно называется Антипасха. Каждый воскресный день – воспоминание о Воскресении Христовом. Каждый воскресный день мы с вами ещё и ещё раз переживаем это событие, которое произошло некогда 2000 лет назад. А Антипасха среди всех этих воскресных дней занимает особое место.

Само слово «анти» — очень многозначное, оно значит — «против», «напротив». И ещё имеет такой смысл это греческое слово — «вместо». У нас есть антидор, который мы раздаём каждый раз после литургии и для тех людей, кто не причащался, это вместо причастия, вместо Дара.

Сегодня мы вспоминанием не апостолов — не Андрея-Первозванного, не Иоанна-Богослова – ближайших учеников, которые были свидетелями всех чудес Христовых. Не самого ближайшего ко Господу апостола Пётра, мы не его вспоминаем, мы даже не Божию Матерь сегодня вспоминаем, а вспоминаем апостола Фому.

Почему же такое внимание Святая Церковь уделяет именно этому святому апостолу? Уже нарицательным стало его имя. Когда человек чему-то не доверяет или совсем ничему не верит, его называют Фомой неверующим. Но как мы уже сегодня слышали в повествовании об этом празднике, неверие Фомы – блаженно. Это его неверие ставится нам в пример! Апостолы Христовы, когда увидели своего Господа и Учителя воскресшим, они ни о чём другом думать и  помышлять не могли, они только об этом и говорили. И когда Фома пришёл к ним в совершенном удручении, убитый горем, этим распятием, то они начали ему наперебой говорить, во все уши: «Христос Воскрес и мы Его видели!» И так, видимо, Фоме они надоели, что он сказал: «Ребята, хватит! Если я сам не увижу его, то и не поверю».

Его неверие было блаженным, потому что он был честным пред собой и Господом. Апостол Фома видел Его умершим, видел, как Его брали под стражу, знал, что Его похоронили. Конечно, его сердце преисполнялось надеждой о том, что Он действительно воскрес. Так рассуждал Фома: «Вот если бы Христос действительно воскрес, то вот эти люди, мои братья, были бы совсем иными людьми. То, что я вижу в них – какую-то радость, то она больше похожа на какую-то радость свадебную,  плотскую, не духовную». Фома не доверял свидетельству учеников. И когда мы обращаемся к неверующим людям, которые с недоверием относятся к Церкви, к Богу, ко всему тому, что мы называем святым и что-то им говорим, то они нам не верят нам. Так они не верят не Богу, они не верят нам с вами, потому что наши сердца ещё холодные и наше неверие не блаженно.

Апостол Фома увидел Христа. И мы с вами должны научиться видеть Его в нашей судьбе, когда происходят какие-то события с нами, скорбные или радостные, каждую секундочку Господь рядом с нами. То, что мы не умеем Его видеть, то, что наше неверие не разбивается этим ведением, здесь вина только наша. Вина, знаете какая, — нечестность!

Сегодня мы играюще поем и воспеваем воскресшего Христа. Сегодняшний день – Антипасха, день народного гуляния! Знаете, в народной традиции очень много сохранилось из церковного, всё переплелось в тесный союз, ведь народное сознание неотделимо от сознания церковного. Именно с этого дня начинается празднование – игры, гуляния. Знаете, когда вносили Ковчег Завета в Иерусалим, пророк Давид, основатель Израильского государства, человек, который покорил себе народы и являлся образцом царя и до сих пор таковым является, радовался как дитя. Пророк Давид, когда увидел, что происходит, что в город Иерусалим, в город мира вносят Ковчег, он так обрадовался, что начал скакать, играть и петь, так, что его супруга сказала: «Ты с ума сошёл, что ли?». На что ей Давид ответил: «Перед Господем скакать и прыгать буду!», и нисколько не пожалел о том, что он это сделал. Сегодня мы с вами будем скакать и прыгать пред Господем, но уже во время нашего праздника – Красная горка.

Красная горка значит прекрасная,  красивая, здесь, в названии — духовная красота переплетена с красотой весенней. В этом празднике собрано всё то, что мы называем красивым.  Пасхальная радость теперь у нас должна раскрыться в полноте.

Подготовили мы хорошую программу, подготовили два ведра ухи! Если уху мы не съедим, то больше вообще не буду никаких праздников устраивать! Два ведра, в прошлый раз, на Масленицу, правда, не хватило. В этот раз не знаю — как получится.

Ещё очень важный момент вам скажу об этом празднике, об этом дне. Божию Матерь в следующий воскресный день мы так не почитаем, как апостола Фому. Конечно, Божию Матерь мы восхваляем во весь церковный год и всегда ей молимся, но сегодня мы вспоминаем апостола Фому вот ещё почему. Первым ударом, который очень многих поверг, отрезал от пасхальной радости явилось искушение арианством. Ересь эта II-III века, и она до сих пор живёт, например, среди иеговистов. Они почитают Христа неким «высшим творением», каким-то «ангелом», сотворённым как инструмент, через который Бог-Отец «творит» весь мир. Иоанн Златоуст, как раз это время, тринитарных споров — споров о Троице (как мыслить Троицу – Бога Отца и Сына и Святаго Духа) одним из важных аргументов против арианства приводит как раз то, что произошло сегодня с апостолом Фомой. Господь явился «дверями затворенными» и Фома имел возможность вложить свои руки в Его раны. И после, как он называет Его? Апостол Фома, один из двенадцати учеников, который по словам Христа будет судить одно из колен Израильского народа, говорит Христу воскресшему: «Господь мой и Бог мой». Это значит, что  воплотилось Слово, Слово плоть бысть. И воплотилось не какое-то «высшее творение», не «ангел» (у апостола Павла мы находим такие слова), воплотился Сам Бог — второе Лицо Святой Троицы.

Для того,  чтобы к этой радости пасхальной нам прикоснуться, очень нужна вера в то, что наше мировоззрение  истинно. Церковь содержит в себе всё, что нужно человеку для радости, для его жизни, для его Счастья. В это нужно верить, потому что Господь не вламывается в нашу жизнь, а приходит только к тем, кто способен Его принять, как к апостолу Фоме.

Нам необходимо помнить, что Церковь, основанная Христом Спасителем и Богом нашим, содержит в себе всю полноту необходимую для нашей жизни. И прикасаясь к Церкви, мы прикасаемся к полноте бытия, а значит и к радости. А это невозможно без веры в то, что воплотилось не какое-то аморфное существо, непонятное, а воплотился Сам Бог.

Мы должны помнить о том, что Церковь Христова – это источник радости. Если в нас с вами этой радости нет, значит, мы неверующие.

Когда к нам будут приходить люди, с которыми мы видимся, общаемся каждый день, а таких людей не мало у каждого (ведь верующие чаще всего живут в окружении людей неверующих), не будем на них обижаться за неверие.   Вспомним о том, что неверие апостола Фомы было блаженным, и может быть тот человек, который нам не верит, может его неверие тоже блаженно, может оно приведёт в конце концов к вере. Мы же не знаем будущего, что там будет через 20 лет, как человек будет относиться к Богу, на смертном одре лежа или при каких-то обстоятельствах страшных — мы только должны помнить, что его Господь любит и не меньше, чем нас с вами. Радость Пасхальная обязательно доберётся и до иеговистов,  до разных людей, до тех, кто любит выпить и закусить. Особенно она дойдёт до тех, кто любит поиграть в день Христова воскресения Антипасхи.

Этих наших знакомых, пожалуйста,  отдадим в руки Божии. Последнее, совсем последнее ещё скажу – не могу удержаться. Мы, конечно, переживаем за наших сродников, за наших родных людей и знакомых, что они вот к этой радости никак не могут прикоснуться, и живут,  будто в полумраке каком-то, ходят и не знают Истины. Конечно, до них хочется достучаться, приоткрыть состояние единства с Церковью, с Богом. Но у нас это не получается. Мы, в конце концов, задаёмся вопросом, зачем Господь их вообще создал. Что же такое творится?

Такой же вопрос возник и у Антония Великого. Антоний – древнего святого III-IV веков. У него возник вопрос, а что же будет, например, с некрещёнными младенцами, что же будет с людьми, которые упорствуют во лжи и в грехе, что будет с людьми, которые родились, не зная о Христе,  так всю жизнь и прожили. Очень сильно мучили его эти вопросы. Наверное, более чем нас мучают вопросы о будущем наших сродников. Молился он изо всех сил, а мы знаем теперь, что молитва Антония Великого действительно великая. В конце концов, явился ему ангел и сказал: «Антоний, внимай себе!». Такие же слова мы слышали и у преподобного Серафима Саровского : «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Господь любит тех, кого мы считаем своими родными, больше, чем мы с вами все вместе взятые, и их спасает и ведёт своим путём, путём. Насколько выбор человеческий осуществится, захочет ли человек, чтобы Господь явился ему — это уже в его свободе. А наша задача – молиться о близких, не унывать и себе внимать.  Молиться  не в какое-то пространство бесконечное и непонятное, а Богу, который рядом с нами,  и который воскрес нашего ради спасения. Аминь.

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Сегодняшний день ознаменован особенностью такой. Сегодня мы с вами должны прочитать особенную молитву на раздробление артоса. Артос – это особый хлеб. Мы знаем, что есть просфора, есть антидор, который вместо причастия принимают те, кто не причастился на литургии, а артос – это хлеб, который мы можем вкушать вместо причастия, находясь в больнице или дома, или в каких-то особых обстоятельствах. По поводу артоса существуют самые строгие правила — его хранят целый год (постарайтесь, чтобы он не заплесневел). Он у нас уже подсушенный такой, но постарайтесь, чтобы он лежал не во влажном месте. Допускать порчу такой святыни великой нельзя ни в коем случае. Его можно брать в путешествие, если вы знаете, что в пути не будет церквей, и по воскресным дням натощак, сотворив молитву, этот артос можно вкусить, вспомнив о том, что Христос воскресе.

Воистину воскресе!

 

 

о. Борис Ершов

Воспоминание уверения апостола Фомы.

Антипасха

Виленскойиконы Божией Матери,

Свт. Мартина исповедника, папы Римского,

мучеников Антония, Иоанна, Евстафия литовских.

Храм Царственных страстотерпцев,

пос. Раздолье

Просмотры (580)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *