Проповедь, произнесенная о. Борисом 16 марта 2014 года

Проповедь о. Бориса Ершова

В прошлый воскресный день мы чествовали торжество Православия. А сегодня Святая Церковь предлагает нам знание того,  без чего это торжество быть не может. Церковь Христова всегда имеет в себе Истину во всей ее полноте. И это значит, что появление новых догматов для учения Церкви невозможно. Однако, с течением времени, эта Истина нам открывается, постепенно открывая свою бесконечную глубину. Сегодня Церковь Христова чествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.  Сегодня мы слышали его житие и узнали, что он начал свой монашеский подвиг с обители на Афоне, именуемой Ватопедской. Для нас это особая память, так как в нашем храме хранится великая святыня, точная копия иконы Божией Матери «Всецарица», подлинник  которой расположен на иконостасе главного храма монастыря. Написана эта икона по благословлению архимандрита Ефрема. Хочу сказать, что на нее был возложен пояс Божией Матери, десница великомученика Пантелеимона, была приложена к той самой иконе «Всецарица», также к образам Пресвятой Богородицы «Иверская» и «Скоропослушница». Таким образом, она прошла по всему Афону. И Господь нам с вами даровал такую святыню, через которую наш храм освящается неизреченным божественным светом. Но что же такое — этот свет?

 

И сегодняшний день призван нам рассказать, зачем люди ходят в храм. И что является стержнем Православия и причиной его торжества. Что сохранило Церковь неизменной в ее догматах со времени ее основания Самим Господом и по сей день, несмотря на жесточайшие гонения на нее, ведь ничего подобного не переживало ни одно мировоззрение в мире. Церковь Христова хранит неизменно все ту же Истину, которая была дарована Ей изначала.

 

Этот день так же призван наставить нас на поприще Великого поста. Уже прошла вторая его седмица. Мы с вами радуемся, что еще есть время у нас для исправления, для того, чтобы нам подготовиться к встрече Страстной Седмицы и Великой Пятницы.

Сегодняшний день, день памяти святителя Григория Паламы, напоминает нам об одном славном и таинственном видении, откровении святаго евангелиста Иоанна Богослова. Святитель Иоанн созерцает Небесный Иерусалим, который, как он говорит, «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо Слава Божия осветила его. И Светильник его – Агнец.» Все народы, достигшие Горнего Иерусалима, будут «ходить во Свете Его» (Откр. 21, 23). Память великого святителя напоминает нам, что именно к этому Свету мы с вами призваны прикоснуться, когда входим в храм Божий.

 

Святитель Григорий Палама защитил Православное учение об этом Свете. Мы с вами знаем, что во Христианстве есть разные направления. Существует мнение Католической Церкви, которая, несмотря на то, что является наиболее близкой к Православию, утверждает, что между Богом и человеком пропасть, что человек не имеет возможности личного прямого общения с Богом, не может ни при каких обстоятельствах прикоснуться к Нему. Варлаам Коломбрийский, желая объединить христианскую Церковь после раскола XI века, призывал Православную церковь признать, что Бог абсолютно недостижим и с человеческими обществами ничего общего не имеет, поэтому расхождения между Востоком и Западом абсолютно несущественны. На что Православие восстало в лице святителя Григория Паламы, и всего церковного опыта, явленного на Афоне. Святитель Григорий в полноте воспринял практику исихазма, то есть молчания ума, чувств и мыслей. И он сумел защитить учение Православия, несмотря на множество попыток его исказить.

 

Многие люди в то время находились в смятении, и сейчас для нас крайне важно знать, как правильно молиться Богу, с каким чувством обращаться к Нему, как воспринимать Бога и чего ждать от общения с Ним — опираясь на авторитетный, несомненный опыт Церкви. И святитель Григорий сумел отстоять Истину. Он напомнил, что человек хранит в себе Образ Божий, который Господь некогда вдохнул в каждого из нас. И потому мы с вами, каждый из здесь стоящих, способен чувствовать Творца совершенно неизреченным образом: Господь может прикоснуться к каждому из нас Своим нетварным Светом. Когда мы причащаемся Святых Тайн, в нас пребывает, по настоящему, сам Бог!

 

Мы с вами готовимся встретить Пасху. И в предвкушении Торжества из торжеств очень важно не упустить драгоценное время Великого поста. Понести труд, который подчас кажется таким нелегким, чтобы по своей лени и неразумию не отречься, не отказаться от бесконечной радости Светоносного, бесконечного Дня!

Просмотры (101)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *