Преданное сердце. Граф Татищев

Татищев Илья Леонидович

Серия статей «Верноподданные»

Граф Илья́ Леони́дович Тати́щев (24 декабря 1859 — 10 июля 1918, Екатеринбург) — русский военачальник, генерал-адъютант Императора Николая II. Святой мученик, канонизированный РПЦЗ.

«Я знаю, что не выйду из этого живым. Я молю только об одном- чтобы меня не разлучали с Государем и дали мне умереть вместе с Ним!» ( И.Л. Татищев) 

Екатеринбург основал в 1721 году по указу Петра I Василий Никитич Татищев. Спустя почти 200 лет в этот город, сопровождая Царскую Семью, приехал потомок основателя — генерал-майор Свиты Его Императорского Величества Илья Леонидович Татищев. В этом городе он окончил свой земной путь. Насколько по земным меркам бесславна была его смерть — он был расстрелян без суда и следствия — настолько светла была эта смерть перед Богом.

«Если бы у Русского Царя было больше таких дворян, как Татищев, то не только не смогла бы революция оказать такого губительного действия на нашу Родину, но самой революции не было бы…» (Ф. Винберг)

Перед отъездом в Тобольск, когда выяснилось, что граф Бенкендорф не может сопровождать Семью, Государь предложил флигель-адъютанту К.А. Нарышкину, «Кире», другу детства, заменить графа. Нарышкин попросил 24 часа на размышление. «Ах, так, тогда не надо»,— сказал Император. Тогда Царь выбрал Татищева. Татищев согласился.

Когда Керенский с «величественно милостивой» улыбкой объявил, что назначает его сопровождать Государя, между ними произошел чудный диалог: «Господин Керенский, — сказал Татищев.  — Знайте раз и навсегда, что вы для меня совершенно как бы не существуете и никакие ваши назначения для меня как бы недействительны.»

«Так как же так? — растерянно залепетал Керенский. —  Ведь это Государь на Вас указал.»

«Вот это другое дело, господин Керенский,  желание Государя Императора для меня — закон, а потому я сочту за честь и счастье волю Его Величества исполнить.»

Государь в свою очередь  подтвердил, что тоже будет очень счастлив, если генерал Татищев пожелает разделить с ним заточение.
«Глубоко благородный и предельно честный, с христианской душой и кротким характером, генерал Татищев стал общим любимцем среди заключенных в Тобольске. Он умел быль всегда спокойным, ровным, внося бодрость в окружающих и стараясь различными рассказами и воспоминаниями сокращать томительные дни заключения». (Генерал Дитерихс)

Свита и служащие искренне желали и старались жить в мире. Как правило, отношения сохранялись ровными и дружелюбными. Но девять месяцев неволи — постоянное нервное напряжение, неизвестное будущее, издевательства и грубость охраны, бесконечная «зеленая скука» делали свое дело — порой случались споры и ссоры. Миротворец Татищев призывал: «Не надо мельчать, не надо мельчать!»

Продолжение следует

По материалам книг О.В. Черновой «Верные», С. К. Буксгевден  «Жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы России», П.В. Мультатули «Крестный путь Царской Семьи»

 

Просмотры (857)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *