Воскресный листок Нед. 15-я по Пятидесятнице. Глас 6-ий. (7 сентября по церковному календарю)

Апостольское чтение: 2Кор. 176 зач. 4:6 – 15

Братия, Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Евангельское чтение: Мф. 92 зач. 22:35 — 46

В то время один законник приступил к Иисусу и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:  сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Бог является полнотой бытия, и никакого другого бытия, а значит добра, жизни, смысла и любви не существует. Добро по сути своей не может ничего творить злого, поэтому оно не причастно смерти, оно есть, поэтому оно жизнь, полное смысла, обусловленное законом вечной любви. Если в Боге всё это существует в неизменном, вечно движущимся состоянии, когда Отец вечно рождает Сына, вечно испускает Духа, Который почивает на Сыне, чтобы возвратить любовь Отцу, то существа, созданные Божественною любовью, могут только всей полнотой своего бытия устремиться к источнику любви, если они выберут добро, или, увы, выбрав автономное существование своего «я» могут отказаться от всего, устремившись во внешнее пространство, где нет ни добра, ни жизни, ни смысла, ни любви.

Отказавшиеся от жизни разумные существа, ангелы и люди, не смогут прекратить печального своего бытия, опирающегося на добрый акт творения, но будут вечно удаляться от этого источника, испытывая бесконечные страдания. Нам с ними не по пути. Про ангелов мы мало что знаем: с их историей мы соприкасаемся только в связи с нашей историей, но человеческая история связана всецело с именем Иисуса Христа. После грехопадения прародители получили обетование о Нём. Обращаясь к диаволу (змею), Господь сказал: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:14-15).

Семя жены и есть ожидаемый Мессия. Вся ветхозаветная история есть ожидание Его пришествия. Во время Благовещения происходит Его зачатие и происходит начало внутреутробного существования Нового Завета. Благодаря этому на Земле появляется второй Адам, Который в Самом Себе очищает человеческое естество, соединяя его с Божественным. Жертва Христа за нас, Воскресение, Вознесение открывает возможность просветить нас познанием славы Божией. Всё, что остаётся в деле спасения на долю человека – сделать правильный выбор. Для нас это является не такой простой задачей, потому что идея о собственной автономии крепко укоренилась в падшем сердце человека. Ему может показаться, что заражённая грехопадением природа человека как-то связана с его «я».

Это не так, наше истинное «я» созданное по образу Божию, целиком связано со святостью этого образа, и приставший к нему грех ни при каких обстоятельствах не может считаться частью его. Вот почему, человек отвергающий Бога сам в себе глумиться над этим святым образом. Однако тот, кто сознательно стремиться в царство вечной любви, имеет перед собой непростую задачу полностью очиститься и от тени зла, что требует большого труда. Глиняные сосуды (наши немощи, болезни, гонения, наследованная смертность грехопадения) как раз становится совершенно необходимым средством нашего спасения, поскольку нам свойственно, часто в тайниках своей души, что-то доброе приписывать себе, а не Богу. Если мы от этого не сумеем отказаться, хотя бы как благоразумный разбойник на кресте, то сами закроем себе путь в вечное Царство. Бог всё делает, чтобы помочь нам в правильном выборе.

Христу трудно говорить о небесной правде падшему человеку, несмотря на всю её простоту, заключающуюся в отсутствии вне Бога какой-нибудь другой ценности. Даже тот народ, который хранил Божественное откровение, не может понять основное. Заповедь о том, что весь закон и пророки утверждаются на необходимости возлюбить Бога всем своим существом (не словами только, но жизнью) теоретически как будто понятна, но на практике очень непроста: ведь надо понять, как её осуществить. Диавол ведь не дремлет, и всё время подсказывает нам ошибочные решения, опираясь на нашу самость. Кроме того, в условиях общения большого количества людей возникает и вторая заповедь о любви к ближнему, даже врагу.

Две заповеди связаны желанием Бога спасти как можно больше людей. Ведь сознательно выбирающих диавола, возможно, не так много. Многие попали в беду, были неправильно научены. Судьба разбойников на кресте даёт возможность утверждать, что Бог может спасти кого угодно, если человек сумеет правильно себя оценить, и не на что не рассчитывая, попросит Бога о прощении. Среди таких могут оказаться наши личные враги. Неужели мы не поверим Богу и не простим тех, кого Он сочтёт возможным простить? Выход один – простить всех, а иначе мы закроем путь к своему спасению. Здесь всё очень серьёзно.

Ап. Иаков в своём послании говорит: Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак.5:13). Действительно, если вникнуть в содержание Псалтири, то она не может не наполнить сердце радостью. Ведь в ней разлиты глаголы вечной жизни (Ин. 6:68), которые появились на Земле задолго до Воплощения. За тысячу лет пел Давид: РечE гDь гDеви моемY: сэди2 њдеснyю менє2, д0ндеже положY враги2 тво‰ подн0жіе н0гъ твои1хъ. Жeзлъ си1лы п0слетъ ти2 гDь t сіHна, и3 гDствуй посредЁ врагHвъ твои1хъ. Съ тоб0ю начaло въ дeнь си1лы твоеS, во свётлостехъ с™hхъ твои1хъ: и3з8 чрeва прeжде денни1цы роди1хъ тS. (Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Пс.109:1-3).

Приведённые слова дышат вечностью, утверждая все обетования Евангелия её печатью. В них утверждается, что сын Давидов, существовал прежде него и был Ему Господином. Никто, ни фарисеи, ни современные умники не смогут ответить на вопрос, который задал Господь. Давид мог быть вдохновлён только создателем мира, и только Тот, Кто создавал мир, мог озвучить такой силы вопрос. Мы видим, что мятежные люди замолчали, но не покорились. Господь, однако, всё сделал и для их спасения.

В древнем мире люди не умели читать про себя. Мы в Церкви сохранили традицию древних чтений и песнопений. Современное рациональное образование, к сожалению, лишило нас умения в полноте воспринимать на слух древние вечные истины. В частности, псалмы пелись, причём манера их исполнения часто включала в себя всенародное участие. Часто, например, что-то произносилось речитативом, а весь народ подхватывал какую-то часть. Например в 135 псалме первая часть читалась: И#сповёдайтесz гDеви, ћкw бlгъ: (Славьте Господа, ибо Он благ), а весь народ подхватывал: ћкw въ вёкъ млcть є3гw2 (ибо вовек милость Его).  Вот почему эта вторая часть каждого стиха повторяется в каждом стихе псалма. Стоит представить, какое это было зрелище, какой радостью оно наполняло души всех. Такая же радость должна наполнять и наши сердца. Мы знаем, во что верим, и общение с Богом здесь и сейчас не может не радовать. В противном случае, что-то в нашей духовной жизни идёт не так.

Просмотры (16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *