Воскресный листок. Нед. 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-ий. (31 августа по церковному календарю)

Апостольское чтение: 2Кор. 170 зач. 1:21 – 2:4
Братия, утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.  Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.  Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Евангельское чтение: Мф. 89 зач. 22:1 — 14

Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.  Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.  Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.  Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Когда христиане собираются вместе, они составляют церковное собрание. Конечно, самые важные наши собрания происходят в храме, где мы вместе молимся. Центральным богослужением, в котором участвуют христиане – это Литургия, во время которой, питаясь Телом и Кровью Христа, мы соединяемся в Церковь. Однако, для полноты христианской жизни происходят и другие христианские собрания. Они тоже принципиально отличаются от того, что предлагает нам мир. Отличие заключается в том, что любое церковное собрание ищет вразумления от Самого Бога, Его ставит на первое место.

Чтобы такое собрание состоялось, надо, прежде всего, хотеть этого вразумления. Если мы будем лукавить, имея ввиду свои земные цели, то мы ничего не получим. История Церкви знает лжесоборы, которые собирались, например, по политическим соображениям. В этом случае молитва к Богу, непременный атрибут всякого церковного собрания, является лицемерной, Бог творцам такого запрограммированного собрания не нужен.

Каждая церковная община дышит тем же Духом, что и вся Церковь. Одно из существенных качеств Церкви, соборность, как раз и означает, что такая община, которая является частью, получает полноту согласно целому. Однако, это не происходит автоматически. Церковь воспитывает в нас строгость к себе, но милосердие к другим. Кроме того, каждый член Церкви будет отвечать за то дело, которое вверено ему Самим Богом. Ап. Павел показывает нам яркий пример сочетания строгости и милосердия по отношению к своим духовным детям.

В общине г. Коринфа случилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего (1Кор.5:1). Апостол строго обличает общину, повелевая чтобы был изъят из своей среды их сделавший такое дело (1Кор.5:2). Послание Павла вызывает правильную реакцию, которая приводит и согрешившего к покаянию. Лишь после покаяния, т.е. оставления прежнего нечестия, порочившего общину приходит время милосердия (слова апостола): А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы (2Кор.2:10-11).

Трудно было бы понять слова сегодняшнего Апостола, не зная этой ситуации. Если говорить о посланиях ап. Павла к Коринфинам вообще, то мы видим, что местная община живая, с множеством конкретных проблем, которые апостол и помогает решать, точнее не он, а та благодать, которая даётся ему и общине Богом. У нас свои трудности, и древние тексты удивительным образом помогают и нам. Современная жизнь просто пропитана гуманистической философией, которая вовсе не интересуется вразумлением от Бога, потому что ставит человека на центральное место во вселенной. Забравшись на святое место, человек сам решает, кого следует казнить, а кого миловать. В виду того, что суфлёром в разных системах такой философии всегда выступает беспринципный сатана, мы видим соответствующие результаты.

В этом смысле в мире ничего не меняется. Из посланий ап. Павла мы видим, что общину смущали недовольные люди, ставящие под сомнение дух ап. Павла. Сатана тоже знает, какие мысли можно предлагать. В наше время у него куда больше возможностей, как раз в связи с распространением гуманистических идеалов, в которых, казалось бы, всё хорошо, кроме того, что напрочь перепутано, когда следует обличать, а когда миловать. А дело это непростое, поскольку, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15), и добрые наши порывы ничего здесь не меняют, поскольку без вразумления от Бога нам ни в чём правильно не разобраться. Разбираться же надо постоянно: ведь мы живые люди, встречающиеся с новыми и новыми условиями, и действие Св. Духа в этих разных условиях всегда неожиданно для нас.

Брачный пир – это, безусловно, Литургия, и приходить на него надо в брачной одежде, т.е. покаявшись. В Евангельской притче перед нами открывается много смыслов. Один из них – исторический. Ведь сначала на пир был позван иудейский народ. Почему они не пошли? Прежде всего, потому, что не приняли Сына, главное действующее лицо, Жениха. Что за брак? Христа и Церкви. Сын соединил в Себе Божественное и человеческое естество. Заколотый телец – эта та Жертва,  Которая принесена за наши грехи. Христос делится с нами Своей Кровью и Плотью, которые открывают путь человеку в лоно Пресвятой Троицы, куда Он вознёс Своё человеческое естество.

Иудеи были не в силах понять этого: Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин.6:52). Если бы они думали о небесном, верили бы делам Христа, но они были заняты земным: полем, волами, торговлей, т.е. стяжанием, а также сладострастием (женой), что видно из другого Евангельского повествования о брачном пире (см.Лк.14:20). Другими словами, они сами были виноваты, хотя Господь предвидел это, поскольку Он через их неповиновение задумал распространить Свою милость на язычников. Его рабы, апостолы, пошли на распутия, приглашая всех готовых к покаянию.

В древности, когда царь приглашал на пир, он предлагал всем облечься в специально приготовленные одежды, чтобы приглашённые могли предстать перед ним в приличном виде. Такая аналогия очень хорошо подходит к нам. Нас всех приглашают на Литургию, но вовсе не потому, что мы хорошие (добрые), а по милости Царя. И у добрых нет таких белых одежд, которые одни и могут использоваться на столь знатном пиру, не говоря уже о злых, которых тоже приглашают. Совершенно очевидно, что белые одежды это символ покаяния. Мы все совершаем какие-то грехи, и перед Божественной трапезой приличествует очиститься о них. Царские одежды ещё символизируют и нечто большее.

Наши житейские грехи – это как бы запачканные одежды, а царские одежды означают нечто такое, на что у нас никаких средств не хватит, как бы мы ни старались. Ведь мы призваны к совсем другой, небесной, жизни, а мы к ней ещё не готовы. Вот одеть белые царские одежды означает покаяться в этой своей неготовности, заплакать о ней. Ведь Христос любил всех, за всех отдал Свою жизнь, а мы так ещё не умеем. Даже наши святые, которые стяжали эту небесную любовь, понимали, что её даже сравнить нельзя с любовью Христа. Что говорить о нас? Мы всё-таки можем одеть эти царские одежды, если ужаснёмся своей неготовности к бытию иного порядка, к которому нас приглашают.

Отметим, что данная притча заостряет наше внимание на том, насколько опасно нам, приступающим к святой трапезе, привыкать к ней, приступать к ней не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:29).

Просмотры (20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *