Светлое Христово Воскресение. Пасха. (6 апреля по церковному календарю)

Апостольское чтение праздника: Деян. 1 зач. 1:1 — 8

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Евангельское чтение праздника: Ин. 1 зач. 1:1-17

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Oтца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Пролог к Евангелию от Иоанна, который читается в Церкви в Пасхальную ночь, настолько поражает, настолько не вытекает из человеческого жизненного опыта, что все люди, которые сознательно отвергнут его, не смогут найти никаких оправданий. И написан он простым рыбаком, а не знаменитым философом, что ещё больше подчёркивает его Божественное происхождение.

В иудейской традиции присутствует какой-то особый Ангел, Который явно не является служебным духом, о чём писал за много лет до того, как были написаны эти строки, знаток Св. Писания ап. Павел: Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр.1:5-6). Но даже этот великий апостол языков, который всю свою жизнь относился к Св. Писанию серьёзно, а не как к средству самоутверждения, сначала был слеп, и гнал Церковь.

Также в иудейской традиции присутствует и Дух Божий, который ими всё время воспринимался, как некая безличная энергия. Надо сказать, что ап. Иоанн всё своё внимание в Прологе сосредотачивает на Божественном достоинстве Христа. Божественное достоинство Духа во всей полноте раскрывается в книге Деяний, которая читается в Церкви вместе с Евангелием от Иоанна после Пасхи до Пятидесятницы. В свете этого живого знания, которое раскрылось в Церкви и ветхозаветное Писание получает у св. отцов совсем другое толкование. Так при сотворении мира мы читаем, что Дух Божий носился над водою (Быт.1:2), а отцы разъясняют нам, что соответствующее слову «носился» в оригинале стоит слово, которое даёт образ птицы, насиживающей яйца, что очень интересно, потому что это свидетельствует о действии Личности, а не безличного духа.

Три Ипостаси Пресвятой Троицы, пребывающие в живом творческом единстве, создав для человека мир, а потом и самого человека, также не желают приобщать человека к Своему единству механически, но ждут от него творческих усилий. И поколения христиан, начиная от апостолов и до наших дней, демонстрируют эти творческие усилия. И хотя многие века жизни Церкви и помогают нам контролировать наш личный опыт, формулируя на человеческом языке Божественные истины, эти формулировки никогда не могут заменить нашего собственного опыта, наших собственных творческих усилий.

Наши земные ожидания в этой кратковременной жизни могут нас сделать совершенно неспособными слушать тихий голос вечности. В этом случае мы просто не попадаем на нужную волну. Мы видим, что только после Пятидесятницы апостолы, вдохновляемые Духом Святым, бесстрашно начали просвещать всю вселенную. Наша Пятидесятница – это таинство Миропомазания. Какое огромное значение имеют наши усилия, показывает жизнь Иоанна Богослова. Он прожил больше других апостолов после Вознесения Христа, а именно, около семи десятков лет. Какая жизнь простого рыбака могла принести столь драгоценный плод: В начале было Слово…?!

Почему свои не приняли Свет истинный? Для них Писание, вера были средством устроения своего земного благополучия. Где оно сейчас? Ровно там же, где будут все треволнения всех людей, которые жили с тех пор и сейчас живут: они окажутся на свалке истории. Одно только будет иметь значение – с какими делами мы окажемся перед всевидящим Богом. Таким образом, предпочесть вечное мы должны во время нашей временной жизни, а потом нам никто не даст приобрести елей добрых дел.

Когда читаешь, что  Слово стало плотию, и обитало с нами, отметаются все попытки привязать Евангельское учение к эллинской философской мысли. Во всех философских системах плоть была проклятием человека, тем, от чего надо освободиться. В этих словах Бог предстаёт великим материалистом: если человек вслед за Христом обожится, то он весь мир приведёт к Богу. Вот чем должны заниматься христиане. Как показывает история, занятие это во все времена непростое, поскольку нам нельзя ломать свободную человеческую волю, но можно только свидетельствовать о Христе своим добрым примером. Без этого свидетельства, однако, не обойтись: Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими (Лк.12:8-9).

Бог Сын и Св. Дух в вечности соединены таким образом, что Дух почивает на Сыне. Рождённый Отцом Сын и испущенный Дух соединяется этим, и возвращают вместе к Отцу Свою ответную любовь. Вот почему и во времени невозможно почитать Христа, находясь не в Духе Святом, и невозможно находится в Духе, не почитая Христа. Спаситель предупреждает: И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится (Лк.12:10). Христа многие видели и свидетельствовали о Нём, но соединение во Христе, а значит и усыновление Отцу, может произойти только Духом Святым. Только восприятие Духа как Бога открывает нам путь к Святой Троице.

Книга Деяний вся посвящена действию Святого Духа в Церкви. Вот почему она так важна. Отрывок, который мы читаем в Пасхальную ночь, только говорит о том, что нам  не следует увлекаться временным, но покориться руководству Духа, Который, собирая нас во Христе, открывает нам дорогу к вечности. Когда мы видим, что люди, видевшие воскресшего Христа, продолжают думать о временном, становиться понятным, какая серьёзная опасность подстерегает всех верующих во Христа.

Мы не можем назвать таких людей не христианами: При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк.9:38-40). Однако следует отметить, что так теряется полнота благодати. Если церковная община ради единства пренебрегает Духом, она теряет и Христа. И, наоборот, если она ради свободы в Духе теряет единство во Христе, она теряет и Духа.

Нам следует помнить, что полнота Православной истины не может достигаться механически. Это всегда творческое усилие, которое происходит в Богообщение человека на глубине своей совести. Один Бог знает историю жизни человека, поэтому Он разговаривает с каждым по-разному, снисходит до всех особым образом. Нам же следует в тех обстоятельствах, в которых мы живём, стараться блюсти единство во Христе Духом Святым. Другого пути нет.

Заповедь недели: ЗАПОВЕДЬ НОВУЮ ДАЮ ВАМ, ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА; КАК Я ВОЗЛЮБИЛ ВАС, ТАК И ВЫ ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА. ПОТОМУ УЗНАЮТ ВСЕ, ЧТО ВЫ МОИ УЧЕНИКИ, ЕСЛИ БУДЕТЕ ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ (Ин. 13, 34-35) Евангельское чтение на Утреню Страстной Пятницы. Нам заповедано любить друг друга также, как Господь любит нас — то есть, до Креста. Но мы грехами враждуем на Бога, потому, если желаем быть христианами, до Креста должны любить и врагов… Представьте себе вашего злейшего врага. Как молиться о таком человеке по-христиански? Как узнать, что моя молитва о враге угодна Богу?

Просмотры (83)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *