Неделя о блудном сыне, глас 2 (3 февраля по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: 1Кор. 135 зач. 6:12-20

Братия,  все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Евангельское чтение дня: Лк. 79 зач. 15:11-32

Сказал Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына;  и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;  и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Как единогласно свидетельствуют  святые отцы, до конца нашего земного странствия человек имеет удобопоползновение ко греху. Даже те подвижники, которые достигали бесстрастия и любви, как правило, очень боялись потерять их, поскольку и светоносный ангел пал, и Адам не сумел сохранить своей чистоты. Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8). Многие, не только явно ушедшие на странY далeче, но и церковные люди наивно считают, что с ними ничего плохого случиться не может. Это верный признак того, что уже случилось. Когда у человека есть дар совершенной любви, он знает об этом, но молчит, потому что боиться потерять сокровище, благодаря которому он только и может оставить свое ничтожество (прочитайте гимн Любви 1Кор.13).

Что же говорить о нас, оставшихся? Мы, в лучшем случае, стараясь исполнять заповеди Отца, пребываем как старший сын в состоянии ложной праведности, а чаще всего отлучаемся в неугодную Богу страну чуть ли не каждый день. Блудный сын из притчи был серьёзным человеком: он вернулся навсегда. Отметим, что в этом случае именно из-за готовности ко греху, неумения контролировать свои помыслы, нам нужно непрестанное покаяние и благодарность Богу за Его милость. Из-за мирской суеты немногие достигают сейчас непрестанной умной сердечной молитвы, которую и в миру можно достичь, было бы желание, терпение и осторожность на трудном и скользком пути. Но всё время напоминать себе, кто наш Отец, мы можем.

Отметим, что многие из нас даже не начали духовный путь возвращения к Отцу. Это связано с тем, что можно воображать себе, что мы восходим на вершину, а на самом деле находиться в низине самомнения и прельщения. Кто-то из нас мог принять ложные «благодатные» состояния за истинные. Можно с уверенностью сказать, что если мы даже не задаём себе вопрос о происхождении откровений, то они наверняка ложные. Видно это и по последствиям, хотя лжеподвижник изобретает объяснения по подсказке диавола, чтобы «накачать» себя во мнении о Божественном происхождении откровения. Лучше нам ошибиться в другую сторону. Покаемся!

Истинное покаяние имеет много признаков. Давайте примерим только два из них на себя и придём к Богу с нелицемерным плачем, а не с желанием получить «заслуженную» похвалу. Итак, во-первых, истинно кающийся видит себя погибающим: Господи, имя тебе любовь, не отвержи мя заблудшего человека…подкрепи мя, изнемогающего и падающего…просвети мою душу омрачённую страстьми…умири мятущуюся душу мою (из молитвы св. прав Иоанна Кронштадтского). Во-вторых, он благодарит Бога за все скорби, считая что люди, через которые они приходят, действуют по промыслу Божию: Благодарю Тебя, Господи, Бог мой, за всё совершившееся нада мною! За все скорби и искушения, которые послал Ты мне для исцеления ихъязвленных грехами моей души и тела. Помилуй и спаси те орудия, которые употреблял Ты для моего врачевания, тех людей, которые наносили то, что они творили для меня, назначь им из вечных сокровищ Твоих обильные награды (молитва еп. Игнатия из келейной книжицы архим. Иоанна Крестьянкина, который не гнушался русского языка, освящая его в молитве, хотя вовсе не был сторонником употребления его в Богослужебной практике). Покаемся!

Этого довольно, чтобы понять, где мы находимся, а иначе как мы можем узнать, куда идти. Покаемся, восплачем! Разве трудно проверить, мы ли обладаем вещами, или наоборот? Деньги, интернет, мирские увлечения, включая кинофильмы, книги (а кто сейчас владеет методом медленного чтения?), пища, другие люди, как средство удовлетворения своих страстей – всем этим можно пользоваться, обладать, но всё, что обладает нами, делает нас блудниками (помолчим о прямом любодеянии). Покаемся, приближается время благоприяное, чтобы сделать хоть маленький реальный шажок туда, где мы должны пребывать постоянно.

Когда мы прельщаемся мы спасаем кого угодно, только не себя: Церковь, Россию, всех, кто попадается на нашем пути, забывая своё послушание, свои конкретные обязанности. Пастырь, отец семейства, начальник должны думать о пасомых, воспитуемых и подчинённых, но тоже в Духе Святом, а не по своему произволу. Если же мы лезем не в свои дела, хотим других заставить (а не вдохновить) выполнять заповеди, то диагноз нам готов. Покаемся!

К вопросу о своей меже. Многие легко примут, если им сказать, что у них нет таланта музыканта, певца, художника, писателя, но почти все обидятся, если услышат, что они лишены дара мыслителя. Тот, кто обладает этим даром, сразу видит этот талант в другом, даже если он мусорщик (читайте Б. Шоу. Пигмалеон). Л.Н. Толстой, выдающийся художник слова, не обладал талантом мыслителя, но залез не на свою межу. Что из этого вышло, можно сейчас ясно видеть. Мы Церковь, Тело Христово, Его члены, у нас нет ничего своего, нам нечем гордиться. Межмежевые разборки происходят от нашей гордости. Даже дар пастырско служения не отменяет реальность нашей межи в других направлениях, которая дается Богом, а нами развивается трудом. Некнижный мусорщик не сможет управлять государством. Всё очень сложно. Покаемся!

С точки зрения аллегорического толкования кратко отметим, что блудный сын – языческие народы, а старший – иудейский народ. Об этой теме нет времени говорить подробно, но отметим, что Бог по-прежнему печётся о всем мире. Думать, что это наша забота – попытка забраться на Его место. Это не значит, что на своём месте мы должны быть безразличны к судьбам мира. Разберемся во всём этом и ПОКАЕМСЯ!

Просмотры (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *