Воскресный листок. Неделя 28-ая по Пятидесятнице, (16 декабря по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Кол. 257 зач. 3:4-11

Братия, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Евангельское чтение дня: Лк. 76 зач. 14:16-24

Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.  Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.  Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Отвечая на искушение диавола в пустыне, Господь говорит: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4). Таким образом, читая Писание и пытаясь творчески воплотить его в своей жизни, мы делаем что-то крайне важное. Без пищи мы не сможем жить в этой жизни, а Слово Божие делает нас живыми для вечности. С каким же усердием должны мы алкать его – буквально как голодный нищий, который просит корку хлеба. Аналогия не полная, поскольку всё это делать мы должны вместе, помня, что нарушение нашего единства происходит от наших грехов. Результат наших усилий отражается в жизни каждого человека, каждой семьи, каждого народа, всего человечества. Бог никогда не будет подвергать нас лишним испытаниям, если мы сами усвоим Его уроки.

Наша жизнь после Второго пришествия будет проходить в полном единении всех в союзе Божественной любви. Почему же Господь не может нам дать эту любовь сейчас? Дело в том, что её нельзя дать, если не побеждены все наши страсти (преп. Максим Исповедник). Если Господь насильно их в нас искоренит, то мы превратимся в роботов, потеряем свободу воли. Отсюда ясно, что главное наше дело на Земле – согласиться на то, чтобы Господь очистил все наши страсти. На словах мы все согласны, а на деле нет. Иначе мы получили бы этот венец наших стараний, любовь. Тогда многие, увидев воочию пример такой любви, сразу бы захотели присоединиться к Церкви. Только так Церковь может покорить мир.

Бог зовёт к спасению всех людей: для Него не важна национальность и социальное положение. Для Него все являются званными, но избрание осуществляется по мере нашего усердия Им Самим. Мы не имеем право судить. Как показывает пример с разбойником, Бог может любого человека присоединить к Своей Церкви даже в последние минуты его жизни. Мы же должны помнить, что Начало мудрости — страх Господень (Пс.110;10). Как страшно по собственному нерадению отказаться от брачного пира, где речь идёт о вечном соединении с Христом.

Хочется обратить внимание на разногласия, которые присутствуют в среде верующих. Слова Ап. Павла: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор.11:19) не следует понимать, что разномыслия приветствуются. Ведь мы призваны к единству в любви. Именно от них происходят ереси, неизбежность которых не означает, что мы должны разжигать разномыслия. Наоборот, Ап. Павел призывает нас сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4:3). Как раз этот союз можно истолковать, как необходимость жить в мире друг с другом, несмотря на наши различия, обусловленные разными причинами, в том числе нашим несовершенством.

С самого возникновения Церкви христиане прилагали усилия, чтобы хранить единство, даруемое Духом Святым. Мы видим, что даже первые христиане имели много серьёзных трудностей. Например, в Деяниях мы читаем: В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян.6:1). Это были серьёзные разногласия имущественного характера, раз они попали на страницы Писания. Еллинисты – евреи рассеяния, которые восприняли греческий язык и культуру. Отметим, что речь идёт о самых первых годах Иерусалимской общины, когда никто ничего из имения своего не называл своим (Деян.4:32). Церковь удерживалась на столь высокой планке около трех лет.

Позже, когда в Церковь вошли язычники, мы видим серьёзные противоречия, которые возникали из-за трудности преодоления ветхозаветного мышления. О многом говорит данный отрывок из послания Ап. Павла: Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал.2:11-14).

Сам Ап. Павел своими посланиями показывает, как правильно преодолевать возникающие противоречия. Все его послания написаны по серьёзным поводам. Однако, он начинает применять свою апостольскую власть только тогда, когда сталкивается с сознательным противлением истине. Так же поступали святые во все времена. Так свят. Василий Великий терпеливо разбирается в клубке современных ему противоречий, чтобы отделить действительно противящихся истине от тех, кто просто пытался выразить её другими терминами.

В приведённых примерах мы встречаемся с пастырями с большой буквы. Мы видим, как они были милосердны к другим и как были строги к себе. Также мы замечаем, что Сам Господь поставил их на то или иное дело в Церкви. Для выполнения этих дел они имели достаточную благодать и знания. В наше время, впрочем, так было всегда, мы замечаем, что многие ни благодати, ни знаний достаточных не имеют, но ведут себя совершенно немилосердно по отношению к людям и явлениям, которые выходят за рамки их представлений. Например, не понимая точно, что такое ересь, называют кого-то еретиками. Можно им посоветовать лучше оценить свою меру, понять, что Церковью управляет Бог, а не люди, которые не ищут мира.

В Евангельской притче раб – это Спаситель. Не послушавшись Его, начальники иудейские отвергли и Отца, Которого называли своим Богом. Многие из них думали больше о земном – богатстве (земля, волы) или удовольствиях (женитьбе). Тогда призывают иудеев из народа, нищих, увечных, хромых и слепых, которые и образовали первую общину. Наличие свободного места является поводом призвать тех, кто находились  по дорогам и изгородям это уже языческие народы (блаж. Феофилакт Болгарский), которые жили в полном разномыслии и в грехах. Далее все в Церкви получают белые одежды, это происходит в Крещении. Однако, мы часто их мараем и не умеем очистить покаянием. Часто наше немилосердное отношение к другим, чрезвычайное самомнение о самих себе мешает нам быть избранными.

Ведь избирает Бог, а не мы. Если бы нам было разрешено избирать, то мы бы в первую очередь выбрали самих себя, но нам строго настрого запрещено заниматься не своим делом, т.е. судить. Вместо этого нам следует посмотреть на конкретные дела, которые нам поручены. Как мы справляемся со своими «патриаршими» обязанностями в семье, например. Не оставили ли мы своих родных? Выполняем ли должным образом наши маленькие рабочие дела, наши обязанности по отношению к детям, родителям, как живым, так и почившим? Призвал ли нас Господь заниматься более «высокими» делами?

Слов нет, судить о патриархе, митрополитах, настоятелях монастырей и храмов, профессорах и педагогах семинарий куда более интересно. Всё это можно прикрывать красивой риторикой заботы о Церкви, о государстве, но может так случиться, что наше дело сгорит (1Кор.3:15), и мы не окажемся в числе избранных. Можно посоветовать научиться радоваться за своих братьев и сестёр, замечать, прежде всего, то, с чем мы согласны. Недостатки же попытаться оправдать и покрыть. Для этого нужно увидеть свои грехи и ужаснуться, ведь никакая нечистота не может войти в Царствие Божие. В этом случае нам будет не до других. Именно таких избирает Господь – и для вечности, и для того, чтобы блюсти порядок в Своей Церкви.

Просмотры (14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *