Воскресный листок.Неделя 16-ая по Пятидесятнице, пред Воздвижением (23 сентября по церковному календарю)

Апостольское чтение: 2Кор. 181 зач. 6:1 – 10

Братия, мы, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истиныв силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. 

Евангельское чтение: Лк17 зач5:1 — 11 

В то время, когда стоял Иисус    у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. 

Апостольское и Евангельское чтения повествуют нам о времени благоприятном для спасения самих себя и через свой подвиг множество других людей. Пророк Исаия предсказывает: Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их (Ис.49:8-9). И вот время благоприятное настало (и продолжается для нас): в мир пришёл Спаситель и исцеляет человеческую природу (землю, ибо человек создан из земли). 

Рыбаки, Петр и другие, трудились всю ночь, как делали и учителя еврейского народа, но ничего не поймали, сделавшись сами узниками, но теперь плененные своими грехами и беззакониями могут выйти, более того они призваны вывести к свету и тех, которые во тьме (язычников). Апостолы ловят столько рыбы (людей), что требуется множество помощников. Проповедь Спасителя начинается с лодки (храма, синагоги), которая от пойманных рыб начинает тонуть. Мы видим ёмкие образы, которые раскрывают жизнь Церкви на многие столетия. 

Св. Писание настолько глубоко, что всегда раскрывает множество уровней понимания, такое количество, что человеку их не исчерпать. Один из этих уровней, нравственный, показывает нам силу и немощь апостолов. Представляете себе рыбака, который трудился всю ночь, страшно устал, и сталкивается с просьбой Спасителя предоставить свою лодку для проповеди. Не только Симон (ап. Пётр) делает это с готовностью, но и другие рыбаки (Иаков, Иоанн) остаются, чтобы послушать Учителя. А могли бы уйти, подумав, что в другой раз могут его послушать. Иисус говорит к народу, находясь не в среде людей, а с корабля (Церкви). Это говорит о той роли, которую Церковь играет в нашем мире. 

Далее, когда проповедь закончилась, какую веру показывает Симон, закидывая сети по слову Спасителя. Веру показывают и другие рыбаки: во-первых, они ждут, а во-вторых, не пытаются тоже закинуть сети, как это часто случается с людьми, которые хотят действовать по своему произволу, а не по послушанию. Будущий апостол Пётр настолько был изумлён чудесным ловом, что не мог говорить, когда потребовалась помощь: он знаками показывает рыбакам из другой лодки, чтобы они выручили. Всё равно рыб было столько, что сеть порвалась, и обе лодки стали тонуть. Это говорит, что Божья сила преизбычествует в Церкви, превышая возможности людей. 

Ап. Пётр чувствует свое недостоинство и просит удалиться учителя из-за этого. Из этого становится ясно, почему Спаситель избрал этих простых людей в качестве Своих учеников: они проявили настоящее смирение во время всего случившегося. 

Мы тоже с вами, братья и сёстры, призваны Господом, потому что уверовали в Него и получаем от Него благодать. Нам также как и апостолам не надо гордиться, потому что иначе мы не сможем её принять и использовать по назначению. Она проявляется в чудесных обстоятельствах нашей жизни, которыми не следует превозноситься. И именно для того, чтобы нам было легче это делать, Господь посылает нам не только радости (правая рука), но и скорби (левая рука). Господь всегда посылает всё по силам. Ап. Павел был выдающимся человеком: он претерпел такие скорби, которые могут понести единицы: и наказания палочными ударами, и избиение камнями, и заключение в темницу, и многое другое – и не отчаялся. Он творил множество чудес, за что его прославляли – и не возгордился. 

Более того, казалось бы, всех этих скорбей было достаточно, чтобы смирить себя, но апостол языков накладывал на себя добровольные скорби, пребывая в трудах, в бдениях, в постах: он благовествовал, не находясь на попечении тех, кому он это делал. Всё это он делал для того, чтобы не положить претыкания, чтобы не было порицаемо служениедавая нам образец, как сделать процесс ловли человеков успешным. Мы спасаемся в монашестве и в миру – это один и тот же путь, у нас одни и те же заповеди. В монастыре есть дополнительные заповеди не стяжания и безбрачия, но и в миру мы не должны отдавать своего сердца этому миру, а в браке должны хранить целомудрие. Отметим, что это понятие намного шире, чем просто хранение брачной чистоты, оно означает целостность в своём устремлении к единственному смыслу жизни – Богу. 

Пост и молитва, которыми легче заниматься в монастырях, делают путь обожения, который нам открыт, более лёгким и быстрым. Он начинается с умерщвления плоти, потому что она преждевременно вкусила запретный плод, раньше, чем приобрела опытность. Без победы над страстями, т.е. достижения бесстрастия не стяжать дара Божественной любви. В миру мы также призваны через строгое выполнение заповедей и терпение скорбей пройти этот путь. Основным здесь является то, что самим этот путь не пройти, нужна чудесная помощь, и она приходит по мере нашего смирения, нашего видения себя в свете учения Христа, причём постепенно приходит, как во время чудесного лова. 

Некоторые путают, считая, что безстрастие означает равнодушие, которое связано с умерщвлением своей души, но это не правильно. Тело умерщвлять можно, хотя и здесь следует соблюдать меру, но делать это с душой категорически нельзя. Богу надо принести нашу живую душу. Это означает, что в жизни мы не должны придумывать о себе, но оставаться самими собой. Надо нудить себя к Божественной жизни, но это должна быть жизнь полная смысла. Так в молитве надо добиваться умиления, которое приходит от сокрушения, плача о своём несовершенстве. Непрестанное покаяние может принести дар слёз. Другого пути св. отцы не знают. 

Надо помнить, что диавол изобретает всем Божественным дарам подмены, в которых нет жизни, но сплошное мечтание и самомнение. Поэтому этот путь невозможно проходить неосмотрительно, без рассуждения. Хорошо, если кому-нибудь удалось найти наставника духоносного, каким был, например, архим. Иоанн Крестьянкин (+2006 г.). В духоностности своего наставника надо убедиться лично, а не по слухам. Его руководство должно нести в себе плод Духа. В противном случае следует прислушиваться к советам своего духовника и других опытных христиан, тщательно поверяя их Св. Писанием и писаниями св. отцов. Помните, что никто из духоносных людей никогда не разыгрывал из себя старца и не настаивал на безусловном следовании своим советам. Они могут уговаривать, скорбя о нежелательных последствиях непослушания, если им открыта воля Божия, или, если их подопечные идут на прямое нарушение заповедей, но они никогда не приказывают. Этот признак может оградить нас от насилия младостарцев. В конце концов, всё временное (рыба) окажется ненужным: надо вместе с апостолами следовать за Христом.  

Просмотры (19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *