Воскресная проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. Святителя Григория Паламы. 27 марта 2016 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.  Во второй воскресный день Великого поста Святая Церковь напоминает нам, зачем мы трудимся. Бывает, что эти трудности, которые во время поста над нами сгущаются, они, в конце концов, заставляют задаться вопросом: «А зачем? Вот люди живут же рядом со мной, соседи там, знакомые и друзья даже, живут и такие веселые и довольные, и всё у них хорошо. А я-то зачем себя так истязаю? И тем более таким искушением Великим постом. А может немножко ослабить хотя бы, уже вторая неделя пошла, она уже не такая строгая, как первая».

Лукавые эти мысли Святая Церковь наша Православная разбивает памятью о святителе Григории Паламе, епископе Фессалоникийском. Этот человек, живший в 14 веке, далеком 14 веке, утвердил учение о том, что Бог – познаваем, Он познается Своими действиями, через Свои энергии. И этот великий святитель, очень талантливый богослов, сумел показать, что энергии, то есть действия Бога – это есть Сам Бог. И когда мы причащаемся, мы чувствуем, видим в себе радость и какой-то мир. Мы можем как сквозь тусклое стекло, гадательно, можем знать – Какой Бог. Он пребывает во всеблаженстве. И чтобы нам познать его – это блаженство, чтобы познать, нам необходимо безконечное количество безконечностей, потому что Он выше всякой безконечности. Но постепенно мы познаем именно Его. О нетварном свете спорили в то время, о Фаворском свете этот был спор, и святитель Григорий сумел отстоять Православную позицию, Православное учение о том, что этот свет был не что иное, как Сам Бог.

Мы с вами иногда имеем опыт общения с разными людьми и можем себе сказать: «Вот это светлый человек. Как рядом с ним спокойно и хочется с ним рядом посидеть, просто рядом побыть с ним». А с другим человеком как-то трудно и тяжело.

Благодать Божия – она пронизывает всё вокруг. И если мы послушны голосу своей совести, которая по учению Святых отцов является голосом Божиим в человеке, мы начинаем уподобляться Ему. «Вы – боги есте» по благодати, конечно, не собственно боги, но к этому мы с вами призваны, и ради этого мы должны совершать и молитвенные бдения, должны совершать и наше обычное правило более внимательно.

Церковные молитвы – они гораздо яснее нам могут показать Бога, явить нам вечность.

И очень грустно бывает мне, как настоятелю, что Всенощное бдение, оно как бы немножко игнорируется нами.

Я уже говорил перед исповедью, что те из вас, кто придут на Всенощное бдение и захотят причаститься, то им нужно будет вычитывать только Канон к Причастию. А те, кто не смог прийти по каким-то причинам, объективным, субъективным, неважно, если не смогли прийти на Всенощное бдение перед Причастием, тогда три Канона: Покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, Канон к Причастию и Последование с этими длинными молитвами нужно прочитать. Но вы прочитайте это, конечно, но себя не хвалите. Что вот я якобы сделал всё, что от меня требуется. Нет. Молитва церковная – она не отменяется. Ведь это попущение, это такое снисхождение.

Но, дорогие мои, давайте постараемся посерьезнее к своей жизни относиться.

В этот день второе Торжество Православия мы торжествуем. Те из нас, кто постятся, кто испытания Великопостные проходят с терпение, они торжествуют. А те люди, которые себе послабления устраивают, то для них, как для людей, которые не могут трудиться, или не хотят трудиться, для них и награды, и торжества гораздо меньше.

Но все-таки Господь любит всех нас и призывает нас к Себе, и не просто для того, чтобы нас как-то наградить, посадить в какой-то рай, чтобы у нас всё было там хорошо, какое- то благополучие. Нет. Он хочет дать нам Самого Себя и дает нам это всё. И знаете, к пустому колодцу не приходят черпать воду. Сколько было гонений, сколько было «мудрых речей» в кавычках против веры, но вера стоит, потому что у нас с вами, людей верующих, есть опыт — опыт общения с Богом, опыт прикосновения к Нему Самому. И люди, благодаря этому опыту, они способны были преодолеть великие бедствия и испытания.

В сегодняшний день мы чествуем икону Божией Матери «Феодоровскую». И вы знаете, что именно этой иконой великая старица инокиня Марфа благословила первого Романова на царство, хотя знала, фактически она видела, что правители все умирают не своей смертью. Посольство этого Великого собора, или не Великого собора, для мамы это не так важно. Она верила Богу, и она смогла спросить у Него. Как мы иногда, знаете, когда испытания какие-то, обстоятельства происходят и с нами сталкиваются, и мы не знаем, как поступить, и не хотим знать, наверно, мечемся, суетимся. А надо бы у Бога спросить: «Господи, как Тебе угодно, чтобы я поступил в этом случае?».

И вот инокиня Марфа, имея такой опыт и зная, как говорит ее совесть: что ложное, внутренний голос может нас и обманывать, она смогла своего сына отдать. В руки Божии она его отдала, благословила вот той иконой, которая у нас сейчас лежит на аналое посреди храма. Вся полнота Православия сегодня чествует эту икону, через которую Божия Матерь показывает нам, как нужно верить Богу, как нужно быть угодным Ему.

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Когда мы ищем Бога, не просто каких-то там отвлеченных идей, мы ищем Самого Бога. И святитель Григорий, память которого сегодня мы с вами чествуем, он нам не только это доказал, он показал нам это. И благодаря его подвигу, благодаря его талантам богословским, мы с вами можем об этом сегодня рассуждать.

Дорогие мои, поздравляю вас с этим вторым Торжеством Православия.

И хотел несколько объявлений сделать о наших дальнейших службах.

Воскресные и субботние службы – они не являются в полной мере постными. Для того чтобы почувствовать всю полноту и красоту Великопостных богослужений, необходимо прийти, конечно, в будние дни.

У нас Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в среду в 18 часов вечера, она соединена с Вечерней. Это древняя традиция, она соединена ни с чем-нибудь. Литургия Преждеосвященных Даров соединена именно с Вечерним богослужением, которое вечером совершается. Евхаристический пост для тех, кто хочет причаститься именно за этой Литургией, начинается с 12 часов дня. Можно чайку попить и немножко перекусить перед этим, а с 12 часов до Причастия уже ничего не вкушать.

В следующую субботу, по обычной традиции Православной, уже давнишней, мы будем совершать Таинство Соборования. В разных храмах по-разному это происходит.

Соборование –  в субботу в 1 час дня, в следующую, в ближайшую к нам субботу.

Вот такие объявления я хотел бы вам сделать.

И конечно, тех, кто является родителями, обращаю внимание на нашу школу воскресную. Мы много сил тратим для того, чтобы ее созидать, для того, чтобы детям там было интересно. Теперь с вашей стороны должен быть ответный ход, потому что дети сами по себе, вы знаете, как и всякий человек. «Рыба ищет, где глубже, а человек, где ему легче». И дети тоже идут по пути наименьшего сопротивления, как электрический ток. И поэтому сложно, хоть мы перед ними и «пляшем», и что только мы ни делаем, и что только ни придумываем, сложно детей наших привлечь, если нам не помогут родители. Вот об этом я хотел вас попросить.

И еще, радуйтесь! Спаси, Господи!

Просмотры (197)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *