Воскресная проповедь 28 июня 2015 года

Проповедь о. Бориса ЕршоваВо имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие мои, в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь удивился. Это единственное повествование, единственное указание на такую эмоцию нашего Спасителя. Господь – истинный Бог, истинный человек, и поэтому ничто человеческое Ему не чуждо, в том числе и удивление. Удивился Он по поводу совершенно не очередному, как бы сказать, не очевидному. Дело в том, что Иудея тогда была под властью римлян, и римляне – это оккупанты, которые притесняли народ, собирали налоги, и ничего хорошего от них не было. Конечно, главное, почему к ним презрительно относились, это их верование языческое.

Странно видеть человека, который, например, в таком состоянии находится грешном совершенно, представим себе какого-нибудь алкоголика, и вдруг приходит он в храм и начинает совершенно иную жизнь. И сотник такую веру обрел в Спасителя, веру в Бога. Язычник – оккупант, который человек-то внешне очень страшный, вдруг он приходит к Спасителю и говорит, что «мой отрок в дому лежит люте стражда», то есть очень страдает, отрок – это даже не родной человек, это раб. Даже в людях, внешне далеких от Церкви, могут скрываться большие таланты, и по этим талантам Господь испытывает их. В том числе, когда мы видим человека опустившегося, мы должны с вами вспоминать этого сотника, что больше чем сил у человека, Господь не дает. И значит, все люди, к которым мы привыкли презрительно относиться, способны к Богу прийти, потому что у них сил больше, чем у нас. И только одни пользуются этими силами, другие – нет. И сотник, этот римский офицер, обращается ко Христу, и Господь, конечно, откликается на его просьбу: «Да, Я сейчас приду и исцелю». И происходит удивительная вещь – в таком человеке, язычнике, вдруг обретается вера, которую Он не нашел в Израиле среди избранного народа. Поэтому вот когда мы судим с вами людей – вот они грешат, что-то плохое делают – мы не знаем будущее и не знаем, что им дано, и что Господь им уготовал. А Господь, может быть, об этих людях и удивится тоже. Господь удивляется вере сотника, который говорит, что «Я подвластный, конечно, человек, но у меня есть и воины, и слуги, если я что-то скажу, то они сделают. Я не достоин, чтобы Ты входил в мой дом». Здесь очень интересное указание Спасителя на то, как сохранить нам благодать, которую мы получаем иногда от Него после Причастия, когда мы молимся, может быть, у нас получается как-то помолиться особенно. Благодать получить легко, потому что это дар. А ее сохранить очень сложно. Сотник получает просимое, потому что считает себя недостойным. И когда соединяется вместе состояние и чувство недостоинства и пламенной веры без всяких сомнений, тогда молитва такого человека становится неотказываемой. У такого человека всё есть. Что он ни попросит, Господь ему дает. Вера – она доступна всем, даже язычникам. А нам-то в первую очередь с вами – наследникам Христовым. А насколько хотим мы эту веру стяжать или нет, здесь каждый может ответить на этот вопрос сам. Вера – это не только еще убеждение, твердое мнение о чем-то, вера – это и состояние человека, состояние ни с чем несравнимое, которое мы с вами обретаем по Причастии Святых Христовых Тайн – «Видехом свет истины, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную», — говорим мы. И после Причастия нужно приложить все силы, чтобы подольше сохранить Христа, «приятого» в наши души. А Он уходит, потому что мы где-то в глубине души считаем себя достойными этой благодати. И наши прошения остаются неисполненными до времени. Господь дает Свою благодать только смиренным, а гордым противится. И поэтому, когда мы выйдем сейчас из храма, займемся своими делами, и когда очнемся и увидим себя пустыми, как будто что-то потеряли, вот в этот момент мы должны с вами вспомнить, почему это произошло – потому что мы посчитали себя достойными, что Господь обязан нам дать по трудам нашим эту благодать, эту радость. Но, такого нет. Всё, что у нас есть, это вопреки нашему безрассудству, вопреки нашему маловерию, вопреки нашему предательству, которого много у каждого и у каждого здесь стоящего.

Дорогие мои, вот об этом нам с вами необходимо поразмышлять в этот день, когда Святая Церковь вспоминает это событие, когда Христос удивился. Знаете, может быть, и наша вера будет для Него удивлением, вот мы такие безпечные, может быть, и самодовольные, и мы тоже можем такую веру обрести, если постараемся. Это будет для Господа и для Ангелов удивление.

Сегодня Святая Церковь чествует память святого благоверного князя Сербского Лазаря.  В 1389 году была знаменитая Косовская битва, в которой сербское войско во главе с князем Лазарем потерпело поражение, но на 500 лет они остановили турок от завоевания слабой и раздробленной Европы. Так же, как и наша страна остановила татаро-монголов, хоть мы и были под властью, под игом, так же, как и братья наши сербы, но благополучие Европы сохранили. И в этот день сегодня в Сербии большой праздник – день такой несломимой независимости свободолюбивого братского сербского народа. И мы, конечно, тоже сорадуемся, и тоже в наших святцах православных и сербских чествуем не только память благоверного князя Лазаря, но и всех сербских мучеников. И к общей их радости мы тоже присоединяемся.

Просмотры (67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *