Воскресный листок. Неделя 30-ая по Пятидесятнице (по Рождестве Христовом), (30 декабря по церковному календарю)

Апостольское чтение дня: Гал. 200 зач. 1:11-19

Братия возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,  и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Евангельское чтение дня: Мф. 4 зач. 2:13-23

Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Как нам правильно понимать Св. Писание, св. отцов, богослужебные тексты? Означает ли механическое повторение цитат из этих источников, что мы успешно продвигаемся в глубинном осознании христианских истин, соответственно времени (Евр.5:12) нашего пребывания в Церкви? На эти и подобные вопросы человеку придётся отвечать один на один со своею совестью. Ясно одно, что нам необходимо по-настоящему бороться с грехом внутри себя, а не делать вид, что мы это делаем. Иначе всё Предание будет для нас молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12). Хорошо ещё, если при этом мы будем видеть себя тем, кто мы есть, то есть младенцами. В противном случае нас ожидает роль церберов, неумеренных ревнителей отеческихпреданий  отпугивающих людей от храма.

Возможно, что даже тогда время наше ещё впереди, как это было с Ап. Павлом. Господь знает, что с нами будет с самого начала, но не по предвидению, а по сущности Божества, пребывающей вне времени. Он видит наш выбор, но не насилует его. Как избирает Господь Своих учеников? По той ревности, которую Он в них видит, причём ревность, замешанная на страсти (корыстолюбии, тщеславии и т.д.), не принимается. Господа обмануть невозможно.

Галатия – это страна в центре Малой Азии. Сюда в III в. до Р.Х. пришли воинственные галлы, которые позже смешались с греческим населением. Ещё со времен Александра Македонского (IV в. до Р.Х.) здесь стали селиться и евреи. Галатия была присоединена к Римской империи в 26 г. по Р.Х. Ап. Павел обратил эту страну во время 2-го миссионерского путешествия (50-52 г.). Во время 3-го путешествия (52-58 гг.) Апостол был вынужден некоторое время задержаться в Галатии (ок.53 г.) из-за какого-то недуга (Гал.4:13-15). Своё послание Галатам Апостол написал в 56 году из Ефеса. Его тема связана с ересью иудействующих, которые утверждали, что для спасения Галатам надо обрезаться и соблюдать Закон (см. Гал.3:1).

Чем занимается Ап. Павел в Аравии? Очевидно, он пытался осмыслить встречу с Христом, изучая Писания. Если мы с вами будем ненасытно обращаться к Св. Писанию, прежде всего к Евангелию, как к главной святыне нашей жизни, без которой дышать невозможно, понимая и исполняя его, избегая самомнения и тщеславия, то Господь изберёт нас. А если изберёт, то и отверзет ум к уразумению Писаний (Лк. 24:45). Согласно преп. Максиму Исповеднику это совершается раньше достижения бесстрастия, которое является необходимым условием для получения дара Божественной любви. Давайте задумаемся, сколько возможных подмен подкарауливает нас на этом пути.

Мы встретили с вами Рождество. Этот праздник на Западе всегда считался самым важным. По мыслям преп. Иустина Поповича (+1979), Рождество важнее, поскольку Христос рождается, чтобы пострадать за каждого из нас, а не воскреснуть Он как Бог не мог. В Русском народе всегда главным праздником считали Пасху, поскольку именно она открыла нам путь на духовное небо. Есть ещё одно мнение, которое выражали некоторые отцы. Самый главный праздник Благовещение, поскольку Второе Лицо Пресвятой Троицы воипостазировало в Себя человеческое естество. Некоторые называют это событие первым Крестом и говорят, что для Бога Сына этот Крест был ещё страшнее второго.

Первые христиане ещё не думали о Рождестве, как об отдельном празднике. Изначально было некое обобщённое празднование явления Бога во плоти, которое объединяло в себе Богоявление и Рождество. Только к IV в. Рождество отделилось и под влиянием Римской практики стало повсеместным. Когда общаешься с живым Богом, то исторические события уходят на второй план. Вот, например, слова Феста об Ап. Павле: Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив (Деян. 25:18-19).

Дату  празднования Рождества определили не по знанию её из Предания, а по обычной практике Церкви, которая старалась замещать старые языческие праздники на новые христианские, чтобы приучать людей к доброму, не меняя даты праздника. Наша дата пришла из Рима, хотя были и другие даты. В 275 г. имп. Аврелиан сделал 25 декабря праздником рождения бога Солнца. Кто об этом сейчас помнит? Церковь никогда не ошибается по сути, а даты она относят к вещам второстепенным. Скажем, Пасху антиохийцы долго праздновали 14 нисана, т.е. в разные дни недели, а Римляне в воскресение по современной традиции. Бог, если позаботился о согласовании, то не сразу.

Канон Писания сложился тоже не сразу, но в разных частях империи списки  святых книг удивительным образом почти совпадали, причём в то время, когда ещё не было возможности согласования. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о событии, которое произошло (есть правда и другие предположения) года через два после Рождества. Ведь Христос родился в яслях (Лк.2:12), а волхвы пришли в дом (Мф.2:11). После рождения через 40 дней Матерь и Младенца встречал св. прав. Симеон (Лк.2:25), а после этого они возвратились в Назарет (Лк.2:39). Волхвы, возможно, персидские (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феофилакт) имели пророчество от Даниила (Дан. 9:25), которого в Вавилоне почитали и халдей Навуходоносор (Дан.2:48), и мидянин Дарий и перс Кир (Дан.6:28). Мудрецам дойти до Владыки Христа было труднее, чем пастухам, да и путь был неблизкий. Звезда, которая их вела, сначала была звездой необычайной яркости. Такая была в 6-ом году до Р.Х., за полтора года до смерти царя Ирода (ск. в начале апреля 4 г. до Р.Х), идумянина, первого иудейского царя не из колена Иудина. Это было предсказано в пророчестве Иакова (см. Быт.49:10). Такая звезда, однако, не могла указать на конкретный дом. Это сделал, по мнению свят. Иоанна Златоуста,  ангел в виде звезды. Отметим, что наиболее вероятно, что Христос родился 2024 г. назад, т.е. наше исчисление отстает на 5 лет.

Матерь и Младенец с Иосифом пришли в Иерусалим на праздник, что делали все благочестивые иудеи. Поселились они в Вифлиеме, именно там, по Промыслу Божию, нашлось им место в доме. Возраст младенцев, которых убил безумный царь Ирод, говорит о том, что это событие произошло меньше, чем через 2 года после Рождества. Вефлием же означает дом хлеба. Древнее пророчество Иеремии (Иер.31:15) говорит о Рахили, потому что она была похоронена в Вифлиеме (Быт.35:19). Количество убиенных младенцев Церковь никогда не догматизировала. Есть разные предания по этому поводу, например, 14000. Нужно воспринимать это число правильно, как поэтическое преувеличение, выражающее степень безумия Ирода.

Предание бывает разное: есть много апокрифов. Есть такие, которым Церковь верит частично, например, протоевангелие Иакова, на котором основано празднество Введения во Храм Богородицы, но за Богодухновенное не признает. Есть много апокрифов и еретических.

Пророчество о пребывании Христа в Египте принадлежит Осии (Ос.11:1). Можно согласиться, что эти слова пророка указывают и на исход иудеев из Египта.  Безбожный мир всё время пробует относиться к Св. Писанию, как к обычной книге, но если у нас есть своя вертикаль, свой неложный опыт богообщения, то нам понятно, где источник таких желаний. Верующее сердце знает, что Богодухновенность Библии более ясный факт, чем многие исторические факты, признаваемые миром. Ведь у неё много творцов, которые так согласованы, что этого не могло бы быть без главного Творца. Это не значит, что к Библии нет вопросов. Один из них в нашем отрывке. Слово Назарет только по звучанию похоже на слово назорей (особый обет в Ветхом Завете), связанный, например, с воздержанием от вина на всю жизнь или на определённый срок. Спаситель вино пил (см. Мф.11:19). Скорей всего евангелист хотел указать на святость Христа, поскольку слово назорей означает освященный. Пророчество, на которое ссылается Ап. Матфей не сохранилось, поэтому это место остается загадочным. Несомненным является то, что в мир рождается Богочеловек, Который от первого Креста продолжает Свой путь ко второму, чтобы воскреснуть ради каждого человека. Как следует ответить на такую любовь?

Просмотры (13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *