Культурная среда: домик Петра I

1 (1)Все знают, что Петр I был прост в быту и дворцы строил не для того, чтобы нежиться в них, а чтобы они прославлял Державу. Первое жилище Петра в новой столице было самой обычной избой, где он прожил целых пять лет.
После смерти Петра I его дочь Елизавета Петровна повелела в Домике открыть часовню. Сюда была помещена любимая Петром икона Спаса Нерукотворного, которая сопровождала его во всех военных походах.

Для русского человека всегда было естественным сохранять память об ушедшем человеке именно в молитве.
И было принято (да и сейчас это есть) строить в память о людях, событиях храмы, часовни, а не только скульптурные памятники.2
В церковных памятниках человек уходит на второе место, а слава и благодарение возносятся Богу, к Богу возносятся и молитвы о помиловании ушедшего. Вера людей, что их молитва помогает «там» дорогому человеку дает силы пережить утрату. У сербов даже есть такое понятие храмы — задушбины, т.е. поставленные, как молитва за душу.
До революции ежегодно в праздник Петропавловской крепости — день Преполовения (25-й день после Пасхи) — образ Спасителя при огромном стечении народа, с крестным ходом обносился вокруг бастионов и стен крепости.
В XIX веке икона стала одной из самых почитаемых в столице, и слова „идти» или „ехать к Спасителю» были понятны каждому петербуржцу.
Пристань на перевозе у Летнего сада в народе так и называлась: «Пристань к Спасителю». На набережной можно было услышать крики перевозчиков: «К Спасителю за две копейки!»

Конечно, 1917 год все изменил. Часовня была закрыта, все ценности вывезены.
После закрытия часовни на Петроградской стороне, в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

Просмотры (97)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *