Царские места. Железнодорожная станция Александровская

 

1Станция Алек-сандровская

находится рядом с поселком городского типа Александровская, в 20 верстах (21 км) от Петербурга.

В ночь с 31 июля на 1 августа 1917 года на эту станцию из Царского Села на двух автомобилях привезли Николая II с семьей. По решению Временного правительства Николая с семьей отправили в ссылку в Тобольск. Вот как описывает сцену отъезда П.В. Мультатули в своей книге «Свидетельствуя о Христе до смерти…»:

«Лишь в 5 часов Царскую Семью и приближенных посадили в автомобили и повезли к поезду. Несмотря на ранний час, на станции Александровская собрался народ. Когда прибыла Царская Семья, оказалось, что поезд к перрону не подан, но стоит в отдалении на путях.

Командир 2-го Стрелкового полка, полковник Н.А. Артабалевский вспоминал: «Вся царская семья медленно перешла пути и двинулась по шпалам к своему вагону. <…> Поддерживаемая государем, императрица видимо делала большие усилия, ступая по шпалам. Государь смотрел ей под ноги и вел, поддерживая под локоть». Ступенька вагона оказалась высоко над землей, и Царской Семье пришлось карабкаться, чтобы попасть в вагон, тяжелее всего пришлось Государыне. Несомненно, это было измышленным издевательством.»В 5 час. 59 мин. утра, 1 августа 1917 года, царская семья отбыла из Царского Села в неизвестном направлении, чтобы менее, чем через год закончить свои мученические дни в Екатеринбурге.» (1932. «Памятные дни», под редакцией Э.А.Верницкого. Ревель).

Из истории станции

Насколько близка история зарождения и развития посёлка Александровская с историей Государства Российского, ярко свидетельствует факт строительства часовни на железнодорожной станции Александровская.

Долго Россия страдальческим путём шла к отмене крепостной кабалы. Император Александр II в 1861 году издал указ «Об отмене крепостного права». Это вызвало бурю негодований в стане помещиков-крепостников. Многим стала ненавистна личность Императора, на него втайне готовили покушение, наивно полагая, что с убийством Императора «всё возвратится на круги своя». Первая попытка покушения на Александра II — покушение Каракозова 4 Апреля 1866 г. — оказалась без результата, и всё же «бунтари» не успокоились и продолжали готовиться к покушениям на государя.

Весной 1867 года Александр II гостил во Франции у императора Наполеона III. 25 Мая 1867 г. во время посещения Императором Александром II Всемирной выставки в Париже в Булонском лесу экипаж российского самодержца был обстрелян. Скрывавшийся за деревом преступник поляк Березовский дал промах: пуля, скользнув по карете государя, попала в лошадь французского шталмейстера, люди при этом не пострадали.

Царь не сразу возвратился в Россию. Некоторое время он обозревал европейские достопримечательности, навестил Прибалтику и в середине июня направился в родные пенаты.

Государев поезд 18 июня 1867 года в пять часов тридцать минут прибыл на станцию Александровская Варшавской железной дороги и, как и было положено по статусу, дал свисток.

Александр II и его свита предполагали, что в столь раннюю пору встречающих будет немного, но на перроне его встречала огромная толпа народа: здесь присутствовали офицеры от всех частей Петербургского гарнизона, министры и члены царствующего дома. Сводный военный духовой оркестр во всю мощь грянул гимн «Боже, Царя храни!». Позабыв о должностном этикете, поддавшись сиюминутному душевному порыву, передние ряды встречающих бросились к Императору, многие припали на колени, а крестьяне бросали в воздух свои головные уборы.

 

 

По прибытии Его Величество, облачившись в новые одежды, сразу же отправился в церковь, где был отслужен благодарственный молебен.

В спасении жизни Императора Александра II в день покушения от рук злодея-поляка народ видел чудодейственную силу Господа нашего. В память об этом без какого-либо принуждения по всей Российской Империи стали собираться пожертвования для установления на месте выхода Императора Александра II на русскую землю после страшных дней переживаний часовни в благодарность Господу.

В Александровке увековечить память о чудесном спасении Государя было более чем важно, поскольку с этой железнодорожной станции 16 Мая 1867 г. Император отправился в свою поездку и на эту же станцию 18 Июня благополучно из неё возвратился.

10 июня 1868 года строительная контора министерства Императорского двора сообщила архитектору ведомства Царскосельского дворцового управления Александру Фомичу Видову, который работал совместно с И. А. Монигетти, о том, что «Государь-Император высочайше повелеть соизволил устроить такую часовню у Александровской станции Варшавской железной дороги».

А. Ф. Видов находился в расцвете творческих сил и в хорошем настроении принялся за разработку проекта. Архитектор продумал постройку здания до основания и разработал детали её окружения. Предварительный проект А. Ф. Видова по смете составил 14 тысяч 687 рублей, о чём 24 августа был послан высокому начальству рапорт.

Уже 14 сентября пришёл ответ с сообщением, что Императору угодно было, чтобы закладка состоялась без его личного присутствия, но в присутствии наследника — Царевича Александра (будущего Императора Александра III), коему представлялось самому знать точное время закладки первого камня и утвердить надпись на закладной доске: «С соизволения Государя-Императора Александра II возведена лета 1868 сентября за счёт приносимых пожертвований в память спасения Его Императорского Величества в Париже 25 мая 1867 года».

Небольшая каменная часовня вблизи железнодорожной станции была заложена в сентябре 1868 г. Однако расчёты А. Ф. Видова на скорейшее завершение работ не оправдались, закончить строительство в сентябре не удалось.

На следующий год государь повелел совершить освяшение часовни 25 мая в Его присутствии. Спустя восемь месяцев её постройка была окончена

25 Мая 1869 г. около часу пополудни после развода на Софийском плацу царь прибыл на место. В присутствии Императора Александра II и нескольких лиц Императорской Фамилии часовня была освящена Главным священником Главного штаба Гвардии и гренадеров протопресвитером Василием Бажановым, являвшимся также и духовником Императора. Кроме членов Царской фамилии и старших офицеров царскосельского гарнизона, не было никого. Такова и была воля Его Величества.

Новоосвящённая часовня, находившаяся слева от вокзала, не выделялась своею высотой. Она не имела окон, а распологалсь на высокой квадратной площадке, и была окружена молодыми саженцами и чугунной решёткой.

 

 

Изящная белокаменная часовня была увенчана шатровым куполом и небольшой луковичной маковкой.

Перед входом на карнизе верхней выступающей части фасадной стены, предназначенной для защиты её от намокания, покоилась надпись: «Слава въ вышнихъ Богу», а поверх неё, по всему периметру, обрамлён узорчатыми закомарами.

Внутри часовни в бронзовых позолоченных рамах, перед которыми горели лампады, находились три больших живописных образа, написанные на медных досках с позолоченными надписями над Вознесением Господнем: «Вера твоя спасет тя».

Центральный образ Вознесения Господня и два боковых — св. благоверного князя Александра Невского (сверху и снизу образа благодартсвенная надпись: «Послет ты помощь от Святого» и «И от Сиона заступит тя») и св. равноапостольного князя Владимира («Вознеси все мысли нашы на небеса» и «Преподающее благодарим».)

Все три образа были одинакового размера (высотой 2 аршина 11 вершков, шириной 1 аршин 4 вершка).

Здесь же находился и ещё один, прекрасной работы образ Вознесения Господня, написанный на дереве и украшенный полудрагоценными камнями, преподнесённый Московскими единоверцами 17 Апреля 1869 г. Образ был украшен сребропозла-щённой ризой и надписью: «Сей образь устроенъ во славу Божiю и вь память покрова Божья надь БЛАГОЧЕСТИВЪЙШИМЪ ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ НИКОЛАЕВИЧЕМЪ дивно явленного въ Парiжъ 25 Мая 1867 года, вь день Православнаго праздника Вознесенiя Господня»).

Кроме этих образов, в часовне находились ещё несколько небольших икон в золочёных ризах, среди которых были образ Божией Матери «Нечаянная Радость» и Покрова Пресвятыя Богородицы, украшенные небольшими полудрагоценными камнями. Все иконы были в бронзовых и серебряных рамах.

Остальное убранство включало в себя киот из дуба, столик для водоосвящения, пелену из парчи и другую утварь.

 

Как это часто случалось в России, решено было ни к какой церкви часовню не приписывать, а передать в ведение Дворцового управления.

Единственный её доход состоял из денег, опускаемых в специальную кружку, за которой наблюдал сторож. Для него же по проекту А. Ф. Видова был выстроен жёлтый караульный домик. В определённое время «кружку» забирал казначей кассы дворца и отвозил в поли¬цейское управление. Там в присутствии свидетелей производили вскрытие и подсчёт денег, а также и их распределение.

В 1880 году караулку, своими архитектурными мотивами напоминающую саму часовню, исправил скульптор Руджио и внёс некоторые изменения.

В период царствования Александра II часовня на станции Александровская постоянно находилась в центре внимания многочисленных паломников со всех уголков Российской Империи, ведь именно Александру II было суждено принять важнейшие в истории России XIX века решения. Он освободил крестьян от крепостной зависимости, учредил земства, провёл судебную реформу, ввёл всесословную воинскую повинность, значительно увеличил количество учебных заведений, театров, способствовал установлению мира на Кавказе, всемерно оберегал и защищал свободу славянских народов.

Возможно, Император сделал бы ещё немало добрых дел для блага страны, но революционеры из террористической организации «Народная воля» начали за ним охоту. Последнее из организованных на него покушений — шестое — стало роковым. 1 марта 1881 года Н. И. Рысаков и И. И. Гриневицкий произвели два взрыва на Екатерининском канале. Император был смертельно ранен и умер в Зимнем дворце.

И всё же за привокзальной часовней у станции Александровская продолжали следить, ибо это было не только место святости, но и шедевр русского искусства. Несколько образов Спаса Пресвятой Богородицы и Богородицы, именуемой «Нечаянная радость», передали на хоры и в алтарь дворцовой церкви Вознесения Христова.

Постепенно о часовне в Александровской стали забывать. К началу XX века многие сограждане забыли предысторию постройки. Народная молва и даже газеты распространяли новые версии. Так она и стояла полузабытой, напоминая о погибшем царе…

 

После 1917

По постановлению Отдела Управления Троцкого Уездного Исполкома от 28 Августа 1923 г. часовня была закрыта, а находившееся в ней имущество, согласно архивным документам, было сдано «на хранение дорожным мастерам». По всей видимости, часовня была приспособлена под какое-нибудь складское помещение при железнодорожной станции, что спасло её в последующие годы от сноса.

Сохранившись в годы Великой Отечественной войны, часовня, согласно воспоминаниям старожилов, была разобрана во время комсомольского субботника 10 января 1949 года.

 

Ныне на этом месте сохранилось лишь небольшое облицованное камнем возвышение, причём многие жители Александровки даже не догадываются, что здесь когда-то находилась часовня. Оставшийся цоколь и бывшая караулка с надписью «Продукты» — своеобразный памятник реформам России.

В 2011 году на возвышении был установлен памятный знак в виде креста с воспроизведённой фотографией Николая Второго и надписью «Император Николай II. Благодарная Россия», иконой

 

и памятной табличкой, которая гласит: «На сем месте стояла часовня-храм блгв вл кн Александра Невского в честь спасения императора Александра II в Париже в 1867 году. Крест установлен 11 августа 2010 года крестным ходом «Царский путь».

 

Просмотры (1350)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *