Воскресная проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице 18 октября 2015 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы слышали слова Господа, которые Он сказал во время Нагорной проповеди, когда учил народ любви — любви настоящей.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — говорил Господь.

Но, это золотое правило нравственности, золотое правило поведения человека – правило не ново. Уже в Ветхом Завете, в книге Левит, мы можем с вами прочитать: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

И знатоки закона, и древние профессора, книжники, подвижники-фарисеи и отшельники считали эту заповедь самой важной и самой важной в законе. И в древнегреческой, античной философии это правило встречается. Может быть, немножко иными словами, но встречается и у Сократа, и у Платона, и у Аристотеля. Это правило есть и в иудаизме, есть и в исламе, есть и в буддизме. Но, иудеи, мы знаем с вами, что они называли ближними только одних единоверцев, это правило не распространялось на других людей. А Аристотель распространял его на «друзей». В Коране этого золотого правила этики вовсе нет, но зато оно есть в сунне, в их предании исламском. И Конфуций, и Сенека примерно в тех же словах выражались, но немножко ограничивая по своим человеческим предпочтениям это правило.

Но, Господь выразил его кратко, полно и наиболее полновесно: «Как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Не прибавить, не убавить.

Это простое всеобщее правило присуще вообще всем людям разумным. И если бы только это правило взяли на вооружение все, какая бы жизнь началась! И все условия нашей жизни – они были бы совсем иными. И новости, наверно, были бы совсем другими.

Но, не все так просто. Дело в том, что это правило этики – оно, конечно, простое, но имеет много разных толкований. И, если естественное вот это мнение всех людей: мы — люди, поэтому мы так считаем, оставить без сверхъестественной помощи нашего Творца и Творца всяческих — Бога, если оно останется одно, то оно не принесет совершенно никакого плода. Если взять это правило и вырвать его из христианского контекста, из всего христианского учения, то можно спросить: «Почему я должен сам себя любить?». А самоубийцы всех мастей, их очень много разных, конечно, они понимают в глубине своей души, что они сами себя ненавидят, потому что они себя губят своими вредными привычками и своим нежеланием жить. Их самолюбие – оно ложное. И они всё это прекрасно понимают. Независимо от того, как эти люди, которые невнимательно относятся к своему здоровью, например, будь они христиане или мусульмане, те, которые здоровье эксплуатируют ради каких-то наслаждений, эти люди, конечно, используют вот это золотое правило этики, это правило может завести их неизвестно куда.

Порой бывает так, что люди сами никому не делают добра, и потому оправдывают это тем, что и не ждут ни от кого: «Я никому не делаю, но и сам не жду. Вот это правило совершенно четко исполняю». А некоторые христиане даже требуют к себе такого отношения, потому что они-то стараются, делают. Это требование у многих выражается даже в неврозах. Бывают такие люди, которые проявляют любовь только для того, чтобы их любили, может быть, тайно их как-то превозносили. Порой преступник может сказать, что как же вы, судьи, меня судите, ведь сказано: «Не судите, да не судимы будете». Они могут назвать своих судей даже безчеловечными, потому что они, судьи-то, не хотят себе такого наказания, а его наказывают. Возникает путаница, если мы с вами отрываем это правило от христианства, от всех слов Христа и главное от того, чего нет нигде, ни у каких мудрецов, ни у философов, ни у каких-то других течений религиозных.

 

Мы сегодня об этом слышали. Вот все войны, убийства и самоубийства, все безобразия, которые вокруг нас творятся, оскудение подлинной любви и приближение последнего Суда совершаются, не потому что люди не знают этого правила, а потому что толкуют его, как сами хотят, а не так, как хочет этого Бог. Потому что правило это оторвано от Истины, о которой нам сегодня Господь в души кричал.

« И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят».

«И если делаете добро тем, которые и вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают».

«Но вы, — говорит Он, — любите врагов ваших».

Этого нигде нет. И по этому мы можем отличаться от других людей: и от семеки, и от мусульманина, и от буддиста – как мы относимся к своим врагам.

Эту заповедь мог дать Сам Бог, ее выдумать человечество никак не могло.

И в одном из Воскресных канонов есть такие слова: «Ты врага мя суща зело возлюбил еси», то есть: «Меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим».

Ведь тот, кто нарушает закон, кто нарушает заповеди, тот, кто грешит, является врагом Божиим. А кто из нас может сказать, что он является чистым от греха, кто может сказать, что все заповеди соблюл и их исполнил?

Но, Господь нас любит, хоть мы Ему и враги. Итак, возлюбивши Своих врагов – нас с вами, Он и нам дает такую же заповедь: любить наших врагов. Тех, кто обманул нас сознательно или безсознательно, тех, кто не вернул долга, хотя и обещал, тех, кто оскорбляет нас, наводит на нас клевету – вот этих людей мы должны любить как наших благодетелей, без которых нам никак не спастись.

Именно этой заповедью — заповедью любви к врагам отличает христианство от всех других разных мировоззрений и учений. Именно любовью к врагам мы показываем наше отношение к Богу, наше христианство показываем. И, нося в себе именно эту любовь и только эту любовь, мы станем родными Христу.

Однажды, когда Господь учил так, что к Нему даже родные по плоти не могли подобраться, некий человек, желая помочь этим людям – Матери Божией, братьям и сестрам, передал Христу, что «вот Матерь Твоя и братья Твои желают говорить с Тобою». А Господь ответил: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?». И, указав рукою Своею на Своих учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь». Аминь.

Спаси, Господи!

Просмотры (44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *