Воскресная проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице 11 октября 2015 года

Проповедь о. Бориса ЕршоваВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Глубоко и удивительно слово Божие. Учение христианское, преподанное столь простыми словами – свет великий для нас. Для нас – маловерных, людей, «сидящих во тьме и сени смертной». И чем больше всматриваемся мы в него – в Священное Писание, чем более открывается оно нам, тем страшнее становятся его тайны — тайны, выраженные в Священном Писании.

 

Ужас напал на всех, бывших свидетелями чудесного ловления рыб, о котором мы слышали сегодня. Но, только Симон, Иаков и Иоанн последовали за Христом после этого чуда, оставив всё – сказано в Евангелии.

В отечестве Своем, когда Господь, дивясь неверствию сродников и соотечественников, не сотворил там ни одного чуда. Потому что знамения и чудеса открываются только верующим. Сначала – вера, чистая жизнь, чистота помыслов, и только потом – чудеса. Неверующие, видя чудо или знамение, лишь удивляются, порой даже и ужасаются. Но, это не мешает им вскоре закричать: «Распни Его». Так было и в Священной истории, так происходит сплошь и рядом вокруг нас.

Поэтому если мы с вами вместо очищения от наших грехов и беззаконий, будем искать знамений и чудес, то очень рискуем уподобиться тем, которым Господь некогда сказал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему».

«Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный», — вскричал Симон, когда увидел необъяснимое. Всю ночь ловили рыбу опытные рыбаки, но не поймали ничего. И тем более днем еще меньше вероятности что-либо поймать. Но, сети прорываются, две лодки начинают погружаться от чудесного улова, и «ужас объял его и всех». И Симон делает первый шаг, чтобы стать Петром, то есть «непоколебимым в вере».

Ночью во время безплодного труда некоторые из рыбаков вероятно так размышляли: «Наверно, Богу наш труд не угоден, Он нам не помогает, нас забыл, от нас отвернулся. И правильно, может быть, и бросить это занятие». Но те, кто последовали Христу в последствие, думали иначе. Скорее всего думали они так – по-христиански: «Как много я согрешил. Может быть, вот этим горьким трудом я и искуплю некую часть моих беззаконий».

Только тину и грязь поймали рыбаки в ту ночь. И Христос застал их за удручающим занятием – они вымывали пустые сети. Войдя в лодку Симона, Господь кротко просит его отплыть на некоторое расстояние от берега, чтобы видеть всех, чтобы люди были лицом к Нему – ко Христу. И будущий Петр, первый раз видя этого человека, видимо что-то почувствовал, смиряясь и покоряясь слову, делает это – отплывает. И свет великий начинает открываться Симону в проповеди Христовой, произнесенной из его лодки народу. «Когда же перестал учить, — слышали мы сегодня — сказал Господь Симону: отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Симон же сказал Ему в ответ: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по Твоему слову закину сеть».

Человеческий опыт говорил этим рыбакам: зачем безполезный труд? Сети снова придется мыть – днем не ловят рыбу.

Но, чтобы увидеть чудо, необходимо довериться не своему опыту, а Божьему слову, Божьей воле. Как нам с вами этого не хватает! Почему – мы знаем: маловерные. И люди, которые волю Божию не ищут, она им и не открывается. И почему же вот наши молитвы часто остаются без исполнения? «Бог гордым противится, а смиренным (покорным Богу) дает благодать». Никакое человеческое слово не может изъяснить качество вот этого богоугодного смирения.

По словам Иоанна Лествичника «смиренномудрие (смирение) есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; Оно есть несказанное богатство и Божие наименование».

И чтобы наш ежедневный труд привел нас ко спасению, а не к гибели, необходимо помнить, что признак начала смирения – это умерение раздражительности и гнева. А второй признак смирения (ведь без смирения волю Божию мы услышать просто не сможем, как «имеющий уши, не слышит» — по Евангелию), так же и мы: вроде как что-то слышим, но не понимаем. Потому что не хватает смирения и покорности. Начало смирения – умерение раздражительности и гнева. Это тоже вначале, а также ненависть и неприязнь к славе и к похвале человеческой, по Иоанну Лествичнику, — это только начало. Когда нам не нравится, когда нас хвалят, а нравится, когда ругают – вот это называется смирение. Но, приводит к такому мирному состоянию, во-первых, труд, данный нам Богом как некое послушание, которое у каждого свое.

Иоанн Лествичник пишет о смиренномудрии: «Для того чтобы нам не останавливаться на этом пути приобретения добродетели, которая без смирения только гибель принесши, также как и труд». « Когда же смиренномудрие, — пишет Иоанн Лествичник, — сия царица добродетелей начнет преуспевать в душе нашей духовным возрастом, тогда не только за ничто почитаем наши все добрые дела и труды, но и богатства дарований, которые получаем от Бога и которых мы не достойны, будем воспринимать, как то, что может послужить умножению наших мучений в грядущем веке», то есть с опаской будем совершать наше служение Богу, служение ближним.

Апостол Павел об этом говорит: «Блюдитесь, како опасно ходите».

И дарование, и радость после Причастия тоже может обернуться нам осуждением, если возгордимся.

Глубоко и удивительно слово Божие. И тот, кто искренне желает, по-настоящему желает помощи Божией в своих делах, тот, кто действительно желает посвятить свою жизнь делу спасения и творению воли Божьей, должен не только удивляться чудесам, которые вокруг нас происходят периодически, но и, почитая себя хуже всех, считать себя недостойным помощи великого Бога – Творца нашего. Даже, если у нас порой что-то не получается в наших трудах, в наших послушаниях, никогда нельзя опускать руки – помня о своих грехах, «возверзим» на Господа все печали наши. Сейчас не получается, потом получится.

Истины прописные, но повторение – мать учения. Во всех трудах наших необходимо полагаться только на одного Бога. Ведь наши труды – это только просьбы, наши старания – это только просьбы. А вот получится ли у нас просимое, приведут ли наши старания к искомому результату — зависит только от Него. Поэтому во всех трудах нужно полагаться только на одного Бога и смело идти вперед.

Как говорят об этом Святые: «Делай, что должен, а всё остальное отдай Богу».

Как узнать, что должен я делать?

Для этого необходимо смирение, необходимо почитать себя хуже всех, необходимо смириться и с послушанием. Данное смирение должно быть мудрым. « Спасение — в совете многом». И только тем людям, которые стараются, которые искренно желают творить волю Божию и ищут эту волю Божию, открывается свет неизреченный. Аминь.

Спаси, Господи!

Просмотры (37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *