Воскресная проповедь Неделя 15-я по Пятидесятнице 13 сентября 2015 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие мои, в прошлый воскресный день мы слышали слова Христа: «Много званых, а мало избранных». Слышали, что для того, чтобы стать избранным, присным Христовым, необходимо не только, покоряясь Евангельскому зову, шествовать на этот брачный пир Царя славы, не только ходить в храм, иными словами, за благостным, спокойным настроением, но и постараться о «брачных одеяниях», то есть о добродетелях, облекшись и в благодарность, и в чувство радости, и в недостоинство, конечно, о таком столь высоком приглашении.

 

«Званые не были достойны», — слова Христа, притча прошлого воскресного дня, она относилась к людям, внешне очень добродетельным, но к тем, кто уже замыслил предать смерти Бога, Ставшегося плотью.

Дорогие мои, как же нам стяжать добродетели, но при этом не повредиться и незаметно для себя не оказаться в числе людей, о которых Сам Господь произнес страшные слова:    « Званые не были достойны»?

Иоанн Лествичник пишет: «Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят».

Авва Пимен рассказывает о такой истории, реально приключившейся: « Некий добродетельный монах был обманут подобным образом бесами: представилось ему, будто брат его грешит с женщиной. Долго он боролся сам с собою, наконец, не вытерпел, подошел, толкнул их ногой и сказал: «Полно вам, долго ли еще». Но, оказалось, что это были снопы пшеницы».

Одна из причин ложного мнения о себе или прелестного мнения о себе – это суетное легкомыслие, по словам Григория Синаита. Вот, действительно, зачем тратить слова? Мы все прекрасно всё знаем: постись, молись, смиряйся и всё будет у тебя хорошо. Это всё всем известно. В каждой проповеди одно и то же, только разными словами батюшка говорит. Но, знаете, что удивительно, что у Григория Синаита вот это суетное легкомыслие – оно приравнено к тщеславию, то есть к началу гордости.

Дмитрий Ростовский пишет: «Бес живет в нераскаянном грешнике, как в своем истинном доме». Это для нас с вами очевидно и с этим не поспоришь. Но, мы с вами должны помнить и о лукавстве, о хитрости, изворотливости темных духов, которые часто притворяются и в ангелов света. Конечно, с ними не может справиться ни один смертный. Иоанн Лествичник – великий святой, говорил: «Однажды во время искушения я испытал радость, мир, благодать неизреченную. И только потом, спустя время, я понял, что это была прелесть». От таких испытаний никто не свободен. Для того чтобы удержать в своей власти, бесы часто отходят от несчастного со страстями, которыми он обладает, и заменяет все его грехи, все его беззакония только одним – тонкой, скрытой до времени, гордостью.

Сегодняшнее краткое Евангельское чтение содержит первое главное основание христианской веры и опору всех добродетелей – как творить добрые дела таким образом, чтобы они не обернулись против нас. Господь говорит (эта заповедь не новая, заповедь древняя): «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь. Вторая же, подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе».

Мы понимаем, что нужно любить Бога, и что тот человек, который говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, неприязнь к нему питает, он – лжец, по Иоанну Богослову. Это мы все прекрасно знаем. Но, эти две заповеди главные, основные заповеди, Господь тут же соединил с учением о Своем Божестве и Своем Сыновстве Богу.

Потому что деятельная любовь к Богу и людям только тогда для нас с вами безопасна, когда она находится под действием истинной веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он – Воплотившийся Сын Божий, воистину Христос. Только такая вера возбуждает в нас истинную и безопасную, непрелестную любовь к Богу.

Ведь как не любить Такого Бога, Который возлюбил нас до креста, до смерти, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Господь взял на Себя грех мира, и наказание наше – оно на Нем. Ранами Его мы исцеляемся.

Конечно, мы любим Бога, ведь на кресте Господь показал нам Свою любовь. И мы в ответ должны и обязаны Его любить. Соответственно этому и свои поступки сообразовать. Но, любовь ищет не призрачного, но живого союза, который может явиться для нас с вами прежде всего в любви к нашим ближним. Итак, для того чтобы наш труд не обратился против нас же, потому что лукавство темных духов для нас неизмеримо, для того чтобы наши добрые дела – минимальные, те что мы можем делать, чтобы они нас не повредили, необходима: во-первых, мудрая самоотверженность в служении ближним. И важное основание, во-первых, самоотверженность. А восходя в любви к Богу, мы начинаем с ближних своих. Итак, мудрая самоотверженность. А второе основание – это покаяние о своих грехах, сокрушение, соединенное с памятью о смерти. Прелесть или ложное мнение о себе – оно не терпит такого сокрушения. Когда мы начинаем по-настоящему плакать о своих грехах, о своем окаянстве – это тоже дар Божий, конечно, — но когда он в нас только-только начинается, этот благодатный процесс, мы уже забываем других судить, мы начинаем всех вокруг нас жалеть и по милости Божией начинаем по-настоящему спасаться.

«Блюдитесь, како опасно ходите», — говорит пророк Давид. Внешне очень добродетельными были те люди, которые распяли Христа. Внешне мы все очень с вами хорошие, и знаете, нам радостно быть со Христом здесь и спокойно, и благодатно.

Но, давайте постараемся не надеяться на самих себя, а – на Бога, Который восставляет из мертвых, не мы восставляем, не кто-нибудь, но Господь. И помня о своей слабости, о своей нищете, будем об этом сокрушаться. А сокрушение это – оно всегда радостное. И Иоанн Лествичник говорит радостно о радостнотворном плаче. Подвижник плачет о своих грехах, называет себя самым грешным человеком, но при этом он является и блаженным, самым счастливым. Вот об этом блаженстве сложно рассказать, потому что оно неописуемо. Но, мы с вами к нему призваны.

И дай, Бог, чтобы Господь нас вразумил и избавил нас от помрачения ума. Аминь.

Спаси, Господи.

 

 

 

Просмотры (162)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *