Самодержавие духа

СамодержавиеС давних времен человечество спорило о том, какое государственное устройство наиболее совершенно. Мировая история, древняя и современная, знакомит нас с тремя основным типами государственной власти: монархической, аристократической и демократической. В Библейской истории описан период, когда народ ветхозаветного Израиля жил под непосредственным водительством Бога. В то время пророки получали откровение от Бога и извещали народ о Всеблагом промысле небесного Отца. Но с падением в народе нравственных устоев Господь по просьбе народа установил царскую власть, которая к тому времени была известна и у язычников. Ветхозаветный пророк Самуил изложил пред народом Израиля опасности крайнего деспотизма и своеволия царей. Но народ, утомленный безначалием был готов вынести эти опасности, лишь бы иметь твердую власть. «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.» (Посл. к Римлянам ап. Павла 13.3-5) Основным удерживающим принципом такой верховной власти был нравственный идеал. Мятущийся человеческий ум, в надежде создать справедливое общество вне Божьих заповедей и установлений, произвел аристократический и демократический принцип верховной власти. В случае аристократической верховной власти, государственная власть принадлежала группе лиц, которые воплощали в управлении прагматичный подход. Но вскоре, такая власть отрывалась от народных корней, внутри нее развивались разногласия, и она разделялась, появлялись партии. Аристократическая власть превращалась в демократическую или возвращалась к монархической форме правления. Основным мерилом демократической верховной власти становится количество людей, согласных с одной из партий. Для завоевания голосов избирателей партии обещали народу провести преобразования в государстве, но, приходя к власти, часто не исполняли обещанного. Такая власть воспитывала в народе недоверие к ней и непослушание, она тяжелым бременем ложилась на граждан, которые, не понимая сущности управления государством, доверялись различным авантюристам и временщикам — вся жизнь народа приходила в расстройство. Порой народ страдал и под гнетом самовластных царей и королей. Действительно, царская власть, в случае отказа от нравственных идеалов превращается в самовластие по подобию монархий западных, тиранию по подобию восточных монархий или просто в декорацию. Пытаясь ограничить самовластие царей, общество требовало принятие конституции. Но конституция, принятая в монархических государствах Европы позже, ограничивая власть государя, не позволяла ему эффективно исправлять ошибки в управлении. Стремясь восполнить этот недостаток закона и приобрести народную поддержку, были созданы народные представительства во власти. Но такая система еще больше парализовала власть, которая попадала в зависимость от мнений парламентариев, а решение насущных вопросов в государстве блокировалось партиями, которые имели иное видение на государственную политику. Какова же была царская власть на русской земле, часто именуемая историками Самодержавием? (продолжение следует)

Просмотры (84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *