Воскресный листок. Нед. 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-ий. (17 августа по церковному календарю)

Апостольское чтение: 1Кор. 158 зач. 15:1 – 11

Братия, напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Евангельское чтение: Мф. 79 зач. 19:16 — 26

В то время юноша некий, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?  Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Возможно, что в сегодняшнем Апостоле мы читаем самое первое письменное свидетельство, охватывающее всё существо нашей веры. Первое утверждение состоит в том, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. Как уже не раз говорилось, Писание имеется в виду ветхозаветное, потому что другого ещё не было. Канон новозаветного Писания сложился много позже. Сам Христос говорил апостолам, что всё происшедшее с Ним было предсказано: Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:25-27). Наиболее поразительное свидетельство принадлежит пророку Исайе: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.  Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:4-5). Стоит прочесть всю главу. Очевидно, что только мятежное сознание может отнести это предсказание к Заровавелю, как это делают иудеи.

Второе утверждение ап. Павла гласит, что Христос … погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Из истории известно, что распятых на кресте разбойников Римляне не погребали, но бросали в ров. В той же главе Исайя пророчествует: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). О Воскресении Христа на третий день есть прообраз пророка Ионы: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Ион. 2:1). Сам Спаситель упоминает об этом: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:39-40). На самом деле в Писании гораздо больше предсказаний о страданиях и Воскресении Христа, но они не открываются тем, кто ищет не правды, а славы мира сего. Именно такое значение имеет слово «прелюбодействовать».

Ап. Павел, как и другие апостолы, являются свидетелями Воскресения Христа и Его явления многим. Следует обратить внимание на то, что легенды всегда возникают после, в них никогда не находятся очевидцев. Здесь же таких очевидцев более нежели пятисот братий, другими словами, это не в углу происходило (Деян. 26:26). Когда есть столько свидетелей, невозможно придумать, что этого не было, причём здесь ничего не меняется по прошествии многих лет: слишком много письменных свидетельств мы имеем.

Сам апостол Павел не тот человек, чтобы свидетельствовать о том, что он не видел. Только в Деяниях содержится три описания того явления ему Христа, которое превратило его из жестокого гонителя в пламенного проповедника. Кроме того упоминается об этом в его посланиях. Господь и является Павлу, потому что знает его искренность. Он говорит ему: Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян.26:15-18).

Не принять сейчас этого свидетельства означает, таким образом, остаться во власти сатаны. Если же кто-то хочет непременно, чтобы ему сам Христос явился, как ап. Павлу, то отметим, что сам Павел не ждал такого видения, а просто действовал сообразно своему разумению. И сейчас Христос может и является тем, кто не лукавит в своей жизни, однако таких не много. Нам же не следует уподобляться богачу из притчи, который в аду просил Авраама: Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк.16:27-28). Ему казалось, что братья его поверят, если кто из мертвых придет к ним (Дк.16:30), однако Авраам возвещает ему истинное положение вещей: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16:31). Воскрес Христос, и мы имеем об этом непреложное свидетельство, которому не поверить можно только по своему лукавству.

Евангельский юноша действительно сохранил добродетели, которые Бог даёт каждому человеку при рождении. К сожалению, взрослые, включая и нас православных, делают очень много такого, что они быстро испаряются. В этом смысле стоит похвалить не только юношу, но и его родителей, которые хорошо его учили. Следует сказать, что в настоящее время действительно трудно учить детей, потому что они обитают в пространстве, где такое количество искушений, что древним людям и не снилось. Всё-таки это не оправдание, поскольку пример жизни в семье останется для человека самым значимым.

Из Евангельского повествования мы видим, что сохранение естественных добродетелей является не достаточным для достижения спасения. Царство небесное – это жизнь совершенно другого порядка. Все наши земные ценности в нём ничего не значат. Получается, что для многих привязанность к земному заграждает путь на небо: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4). Такой соблазн действительно очень трудно преодолеть, но надо, в конце концов. Для этого нам даётся время. Когда мы стареем, нам постепенно становится ясно, что нет ничего в этом мире, что может напитать нашу бессмертную душу. Это начинают понимать даже те, кто не имеет ни малейшего понятия, чем, а точнее Кем, следует её питать.

Юноша не смог послушать призыв Бога и отходит от Него. Не следует считать его безнадёжным, у него ещё будет время, чтобы понять, что стоят его богатство – не только материальное, но и таланты его, и даже сами его добродетели. У католиков есть в богословии понятие сверхдолжного. Тогда получается, что юноша просто не хочет быть совершенным, что допустимо. Православные так не мыслят. К совершенству призваны все (см. Мф.5:48). Смысл призыва Христа в том, что всё доброе мы можем делать только по своей воле. В ветхозаветном сознании живёт мысль, что Бог одаряет земным богатством угодных Ему. В новозаветное время становится ясным, что земные благо второстепенны, поскольку Бог предусмотрел о нас нечто лучшее (Евр.11:40). Апостолы ещё этого не понимали.

Просмотры (14)

Один комментарий на “Воскресный листок. Нед. 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-ий. (17 августа по церковному календарю)

  1. Спаси Вас Господь, дорогой отец Борис!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *