Воскресныйлисток Храма Царственных Страстотерпцев Пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 3-ый(19декабря по церковному календарю) № 186от 01.01.2023.

Апостольское чтение дня: Евр. 328 зач. 11:9-10;17-23;32-40

Братия, верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими;иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,  потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Евангельское чтение дня: Мф. 1 зач. 1:1-25

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака (…Иакова… Иуду и братьев его… Фареса и Зару от Фамари… Есрома… Арама… Аминадава… Наассона… Салмона… Вооза от Рахавы; Овида от Руфи… Иессея… Давида царя… Соломона от бывшей за Уриею… Ровоама… Авию… Асу… Иосафата… Иорама… Озию… Иоафама… Ахаза… Езекию… Манассию… Амона… Иосию… Иоакима… Иехонию и братьев его), перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля (…Зоровавеля… Авиуда… Елиакима… Азора… Садока… Ахима… Елиуда… Елеазара… Матфана… Иакова… Иосифа), мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.  Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.  Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;  родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людейСвоих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

В это воскресение читаются традиционные чтения, посвященные тем ветхозаветным праведникам, которые были прародителями Спасителя по плоти, а также своей праведной жизнью и молитвами сделали возможным Его воплощение. Авраам, получив обетование от Бога, поверил Ему, и это вменилось ему в праведность (Рим.4:3), так что он  стал отцом всех верующих (Рим.4:11). Даже оставив Ур Халдейский, праведник, которого звали тогда Аврам, проявил немалую веру, потому что скитаться – дело многотрудное. Кроме того, поскольку Авраам не получил во время своей жизни обещенного, очевидно, что поступок свой он совершил не ради земных благ. Он, по слову ап. Павла, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Что сказать о готовности Авраама принести ради Бога в жертву своего возлюбленного сына? Недаром считается, что Завет этого праведника с Богом напоминает по своему содержанию Новый Завет.Потомки Авраама, Исаак, Иаков и другие, хранили свою удивительную веру, в корне отличающуюся от веры всех других народов Земли.

Всё-таки иудейский народ сохранил свою веру в Мессию, поскольку и Дева Мария, и св. Иоанн Предтеча, и апостолы принадлежали к этому народу. Пусть вера Авраама в народе едва теплилась, но она всё-таки принесла свой плод. И даже противление оставшейся части богоизбранного народа Бог обратил в добро, распространив веру по всей Земле, как Он и обещал в многочисленных пророчествах. Самое древнее из них – это пророчество Иакова: Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:26-27). Разве можно это пророчество понимать по-другому? Разве не исполнилось оно в точности в истории? Это доказывает Божественную природу Христа.

Слова ап. Павла о том, что Иаков … поклонился на верх жезла своего святые отцы понимают по-разному. Так преп. Ефрем Сирин (ок. 306-373) говорит о том, что Иаков верил в то, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих (Быт. 47:29–31, Быт. 48:15). ЕвфимийЗигабен (+1116) понимает эти слова в смысле, что Иосиф будет отцом царей, которые будут происходить из колена Ефремова. Наконец преп. Иоанн Дамаскин (ок. 674 – 754) говорит так: Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть (см. Быт. 3), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (см. Быт. 47:31)первый изобразил крест, и, благословивши своих сыновей переменными руками (Быт. 48:14). Эти толкования не противоречат, но дополняют друг друга.

Велик был подвиг ветхозаветных отцов, поскольку они задолго до пришествия Спасителя верили в вечное, пренебрегая временными неудобствами, отдавали свои жизни, часто в страшных мучениях ради этой веры. Как же стыдно должно быть нам, когда мы отдаём предпочтение временному после того, как Царствие Божие пришло в силе (см. Мк. 9:1)? Всё-таки хорошо, что и в наше время живут праведники, ради которых Бог хранит наш мир. Можно бы было подробно исследовать примеры ап. Павла, но по недостатку места раскроем только фразу о том, что жены получали умерших своих воскресшими. Свят Григорий Палама так говорит о них: Этими женщинами были — Сарептянка (3 Цар. 17) и Сонамитянка (4 Цар. 4); из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук Пророка Илии; а Сонамитянка — своего сына из рук Елиссея; каждая же из них делами явили свою великую веру. Этот пример говорит о том, как интересно и поучительно исследовать Писание, в том числе и ветхозаветное. Это укрепляет нашу веру.

В Евангельском отрывке даётся родословная Господа нашего Иисуса Христа. Эту тему мы уже поднимали в листке 61 (https://happy-school.ru/publ/our_church/listovki/voskresnyj_listok/254-1-0-26471) .Сейчас поговорим о зачатии Девы Марии по Евангелию от Матфея. Евангельское повествование всегда очень точно, хотя это не мешает извращать его тем, кто не принимает апостольской веры. Каждый евангелист сообщает особые детали этого уникального зачатия. Так, ап. Матфей ссылается на пророчество Исайи: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14). Сам факт, что пророк говорит о знамении, доказывает, что имеется ввидуименно дева, а не молодая женщина. Дело в том, что на иврите это слова обозначаются одним словом. В Септуагинте, греческом переводе, переведено дева. Действительно, в чём же состояло знамение, если сына родила молодая женщина?

Праведный Иосиф, который был выбран Самим Богом, чтобы защищать Божию Матерь от нападок, был очень доброго нрава. Об этом говорит то, что он хотел отпустить свою жену, когда обнаружил, что она зачала. Отсюда также очевидно, что он не собирался вступать с ней в супружеские отношения, поскольку обнаруживается такой факт не сразу, а по прошествии нескольких месяцев. Это также косвенно говорит о том, что Мария принесла Богу обет девства, о чём более очевидно сказано у евангелиста Луки. Дело в том, что, когда архангел Гавриил сообщает Ей, что Она родит Сына, Она отвечает: Как будет это, когда Я мужа не знаю(Лк.1:34)? Этоявно говорит о данном обете. Иначе она бы не удивилась. Только богоборческое сознание может предположить, что после рождения Христа Иосиф и Дева Мария могли даже помыслить о супружеских отношениях. Тем не менее, такие предположения присутствуют у некоторых протестантов.

Прочтем ещё раз Писание и задумаемся о том, всё ли равно как верить, или это очень важно для нашего спасения. Заметим, что и история показывает, как сильно различается менталитет народов, в зависимости от веры.

 

Просмотры (10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *