Апостольское чтение: 2Кор. 194 зач. 11:31 – 12:9
Братия, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Евангельское чтение: Лк. 26 зач. 6:31 — 36
Рече Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
В сегодняшнем Апостоле ап. Павел всё-таки рассказывает о себе, т.е. «хвалится» по своему собственному выражению, хотя знает, что для человека делать это неполезно и небезопасно. Однако, он пошёл на такой шаг, поскольку не все из церковной общины верят в его апостольское достоинство. Мы видим, что почти с самого начала в общины начинают проникать те, кого Павел называет «лжебратиями». Например он пишет: Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями (2Кор.11:26).
Обратим наше внимание, что апостол вовсе не смущается от этих многочисленных опасностей. Нам также следует ему подражать. А у нас часто выходит, что малейшее искушение, например, грех внутри православной общины, в том числе и от тех, которых можно было бы причислить к лжебратии, сбивают нас с толку. И парадоксально мы начинаем винить во всём Бога. Как Он допускает такое? Это неправильно, мы предупреждены заранее и многократно, что именно так будет. Ещё нам трудно оттого, что, не имея дара различения духов, мы можем и сами сбиться с верного пути, и о других судить неверно. Вот почему надо быть крайне осторожными, и стараться замечать и исправлять в себе малейшую неправду.
Когда человек согрешил, он не был проклят, т.е. сохранил способность стремиться к добру, хотя до основания Церкви имел диавла в своём духе. Однако проклята была земля. Мы очутились в неполноценном мире, лишились каких-то важных измерений нашей жизни. Ап. Павел, безусловно, говорит о себе, что Бог ему дал возможность не только на какое-то время оказаться в мире, который был до грехопадения, когда он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, но и сделать это в новом качестве обожения, которое было недоступно Адаму. Как слепой от рождения человек не может догадываться, как выглядят для нас обычные вещи, цвет, различные образы, так и нам невозможно пересказать то, что было открыто Павлу и не ему одному. Только личный опыт может исправить дело.
Теперь понятно, почему Павел вынужден говорить о себе: совсем не от тщеславия, но из-за того, чтобы мы поверили ему, что он от Бога (и вся слава Ему!) получил такой важный для всех нас опыт, что нам неполезно не перенять его, хотя бы в словестном изложении. Иначе нам трудно будет ориентироваться в этом мире, замечать свои неправды, уберечься от лукавых слов лицемеров, искажающих христианское учение. Ап. Павел также имел многочисленные скорби. Нам сейчас трудно судить, что означало то конкретное жало в плоть, на которое он ссылается. Возможно, это была болезнь, но есть и предположения, что это был Димитрий, серебряник, который очень сильно досаждал Павлу в Эфесе. На самом деле, нет большой разницы. Бог смиряет нас болезнями и другими обстоятельствами жизни, и нам нужна крепкая вера, что Он лучше знает, что для нас полезно.
Отметим, что Бог не посылает нам всё это, но только попускает малую часть из того, что мы сами на себя навлекаем. Так бывает обычно. А в случае таких людей, как ап. Павел, Господь ради славы имени Своего попускает совершиться злу над теми, которых весь мир не был достоин (Евр.11:38). Нам не следует думать о себе высоко, но считать, что мы принимаем всё по своим делам.
Золотое правило нравственности – поступать с другими так, как бы мы хотели, чтобы и другие поступали с нами, было известно и до Христа. Принимается оно и современным миром, но понимается совсем не так, как понимают это христиане. Об этом и говорит Христос. Многие готовы хорошо поступать с другими, при условии, что и они будут хорошо поступать с ними. Христос призывает любить врагов, и это не принимается миром категорически. Многие из христиан также не верят в то, что это возможно, иногда в тайниках своей души. То, что это возможно доказал Христос. Когда человек согрешил, он стал врагом Богу, но Христос воплотился и распялся за нас, доказав Свою любовь. Кто-то скажет, что Он Бог и поэтому может это, а нам это невозможно.
Это неправда. Множество святых доказало это, потому что Бог и нам открыл этот путь. Иногда говорят, что мы не святые. Это неправильный образ мыслей, потому что Господь даёт нам всё, чтобы мы могли стать святыми. Это означает, что в любом случае мы должны стараться. Тогда, если нам и не удастся до конца жизни стяжать тот дар любви, без которого и не войти в Царство Небесное, то можно получить его в последний миг жизни, или по молитвам Церкви, или на Страшном Суде. Из истории Церкви известно, что, если человек, поставленный перед выбором: жизнь и отречение от Христа, или смерть со Христом, твёрдо выбирал второе, он сразу получал дар бессмертной любви, с которой все мучения можно вытерпеть.
Молиться за врагов, прощать им всё не означает, что мы должны безропотно отдавать на поругание своиз ближних, в частности своё отечество, но и защищая ближних, мы должны это делать не из злобы к врагам, а из сострадания ко всем, ближним и врагам. Безусловно, что без дара Божественной любви эту заповедь до конца не выполнить, но стараться можно. Отметим, что когда зло причиняется лично нам, не надо предпринимать никаких действий. Пусть ближние нас защищают или Сам Бог. Это очень трудно, и в повседневной жизни означает, что надо сказать прости тому, кто тебя обижает. Вот грызёт тебя супруг или супруга, а надо просить прощение, как это принять?
Конечно, можно проявить христианскую хитрость и подождать, пока обидчик нападёт на кого-нибудь другого. Тогда можно будет “законно” его защитить. Такая хитрость не пройдёт, хотя бы потому, что и, защищая, надо делать это без страсти, а у нас, если главный мотив защита себя, это не получится. Ясно, что в этих делах у нас ничего не получается, но надо всё-таки с Божией помощью возрастать и каяться в своих ошибках. Задним числом нам точно ничего не мешает, чтобы оправдать других и осудить себя.
Читая Евангельские и апостольские тексты, мы в очередной раз убеждаемся в их глубине, не только и не столько интеллектуальной, хотя и она присутствует, но прежде всего, онтологической (т.е. жизненной). Даже и то, что кажется понятным, при встрече с конкретными обстоятельствами своей жизни оказывается непонятным и пока невыполнимым. Надо умнеть и стараться, и помнить, что и за теми людьми, которые иной раз могут показаться нам дураками, на самом деле всегда стоит бесконечно умный, а также бесконечно любящий нас Бог, Который ждёт, чтобы мы оказались способны принять дар Его любви.
Просмотры (21)