Апостольское чтение: 2Кор. 188 зач. 9:6 – 11
Братия, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Евангельское чтение: Лк. 17 зач. 5:1 — 11
В то время, когда стоял Иисус у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
В конце чудесного лова, который принёс апостолам много добычи, они оставили все и последовали за Ним. Очевидно, что в этом состоит, в конце концов, задача каждого человека, но не всё тут так просто. Оставили только тогда, когда Господь позвал их, а до этого просто делали своё дело. Господь потому и выбрал апостолов, что они, во-первых, всем сердцем стремились к высшей правде, а, во-вторых, хорошо делали то дело, которое было им поручено, действовали по заповеди Божией: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх.20:9). Из Евангелия видно, что апостолы по правде выполняли продолжение этой заповеди: А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх.20:9).
Если бы апостолы поняли эту заповедь формально, как многие, то Господь бы их не призвал. Мы находим, по крайней мере, некоторых апостолов среди учеников Иоанна Крестителя. После тяжёлой работы, они находили время думать о горнем. Даже после целой ночи, проведённой, казалось бы, в бесполезном труде, они послушались Спасителя и слушали Его проповедь для народа. Даже из этого видно, какими необычными они были людьми. И они получают материальное вознаграждение. Современный человек не всегда ясно понимает, как трудно жилось простым людям в древности. За неудачей в работе могло последовать отсутствие пропитания. Одежда, сети, лодки – всё это было очень дорого, поскольку это всё было результатом ручной работы.
\ И вдруг оказывается, что всё не зря. Рыбы поймано столько, что очевидно, что столько никогда не ловили. Остаётся только радоваться жизни и просить Учителя, чтобы Он наладил им регулярную ловлю большого количества рыбы. Разве мы часто не этого хотим? Мы всем рассказываем, какие чудесные дела творит в нашей современной жизни Господь. Он даёт нам всё необходимое, в том числе такое, что мы сами бы не могли заработать, например, квартиру. Однако, апостолы не долго наслаждаются уловом. Они слышат призыв Господа и следуют за Ним.
Почему в нашей жизни часто мы не слышим призыва? Ответ прост: либо мы своей душой не прилепились к Господу, либо мы не достаточно хорошо трудимся на своём маленьком месте: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк. 16:10-11). Место, доверенное нам не только рабочее: мы и прихожане, и дети, и родители, и жильцы определённого места, и пассажиры, и покупатели. На каждом таком месте Господь ждёт от нас совершенства, и неосуждения других. И даже если мы на своих маленьких местах выполним своё дело, всё делая во славу Божию, а не раде славы своей, не ради благостояния, то и, оставшись там, получим не меньшую награду.
Миром руководит Бог. Он Один податель всех благ. Он знает когда, кому и что полезно, и что может повредить нашему спасению. В частности, если человек умеет заботиться о других, не только в смысле материальном, но во всех смыслах, то Господь пошлёт ему всё необходимое, чтобы он смог осуществлять свою благотворительную деятельность. Нам иногда кажется, что, если Бог даст нам избыток во всём, то тогда мы сразу начнём делиться с другими, но это не так. Богатые жертвователи на храм не получили от Спасмтеля столь высокой оценки, как бедная вдова: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лк.21:1-4).
Совсем не обязательно, что после такого эпизода и такой похвалы Господь даст бедной вдове достаточно средств, чтобы она попала в разряд богатых. Он даст ей гораздо больше: радость о Господе, хотя и не оставит её в её нуждах. Таким образом, если мы ждём материального вознаграждения за то, что мы сеем, то что-то у нас не так. Наверное, ничего не нужно ждать, а просто научиться уповать на Господа, Который нас никогда не оставляет, даже если мы не совершенны в своём уповании.
Ключ разумения того, как нам следует жить сейчас, есть в истории, особенно в истории ХХ века. Богатая православная страна, в которой каждые 7 вёрст стоял православный храм и было множество монастырей, через пару десятков лет имела около 150 православных храмов, ни одного монастыря и 4 епископа на свободе. Что же она посеяла до этого, что пришлось собирать такую страшную жатву? Большая часть бывших православных граждан была отрезана от Церкви филигранным ножом всемогущего Хирурга, а многие отдали свои жизни за Христа, вдруг поняв, что именно Он является главной ценностью жизни.
Сколько людей, которые только что считали, что они всё знают и за Бога, и за Церковь, включая епископов, священнослужителей, монашествующих, профессоров духовных академий, не говоря о мирянах, потеряли последние разумение, что же происходит. Одни уходили в раскол, другие побивали камнями законных епископов, веря лжепророкам. Все задавали вопрос, где же Бог? А он был рядом, и именно с Ним, Святым Богом, как язвы обнажались наши неправды и жалкое состояние омрачённых страстями душ. Но была и жатва правды: тысячи новомучеников и исповедников молят теперь за нашу Родину всеблагого Бога. Их кровью нам дано время, чтобы посеять плоды свой правды.
Сейчас Русская Церковь имеет такую свободу, о которой нельзя было мечтать в синодальную эпоху XVIII-XX веков, не говоря о застенках советского времени. Как мы ей распорядимся, зависит от нас. Всё, что надо – это начать жить по Евангелию, а не по похотям своих сердец. Все, кто читает Евангелие и старается жить по нему, убеждаются в до конца непостижимой для нас глубине Евангельских текстов, а также совершенной невозможности жить по ним, если у нас нет помощника – Самого Христа. С Ним всё становится возможным: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Фил.4:13), а без Него мы оказываемся в пространстве обмана (прелести). Как её избежать?
Сам Господь говорит: Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14). Получается, что есть такие, кто ищет, и не находит. Узкость пути обусловлена одним фактором – смирением. Часто нам, православным христианам очень трудно понять, что же это такое. Ведь не забитость же это. Смирение – это искусство видеть себя таким, какой я есть, и радоваться тому, что есть Господь, Который может и хочет меня исправить. В смирении нет уныния, самогрызения, но есть самоукорение, стыд и упование на Бога. Главное, что в смирении не может не быть радости бытия, несмотря на то, что смиренный видит себя в лапах смерти.
Как и все христианские добродетели, смирение совершенно непостижимо для безблагодатного разума. Это дар Самого Бога, который даётся за смиренномудрие – устроения своего разумения полностью по Евангелию, а не по стихиям мира сего. Вот почему, мы стараемся делать это важное дело – читать внимательно воскресные Евангелие (и Апостола), чтобы жить по нему, дышать по нему.
Просмотры (50)