Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний воскресный день, торжество этого воскресного дня совпадает с памятью об Адамовом изгнании. И если мы посмотрим в календарь, этот день обозначен не черным, не траурным цветом, а красным, то есть праздничным. Потому что все последствия преступления нашего Праотца – они были направлены на то, чтобы спасти всех нас, для того, чтобы спасти и самого Адама.
Адам по изгнании, конечно, горько плакал. Адамовы рыдания слышали и звери, которые уже его боялись панически, слышала вся земля его стенания и плач, много лет он плакал о своем преступлении. И взывал к Богу изо всех сил, и понимал, что если бы это воззвание было бы в тот самый момент предложения «запретного плода», он бы никогда бы этого не сделал. Он плакал еще о том, что мы с вами терпим, что он всю Вселенную обрек на страдания, и вся тварь стенает и мучается доныне из-за вот этого преступления. Мы родились не от Ангелов, он является нашим Праотцем, и поэтому мы вполне понимаем, что он чувствовал, когда был испытываемым Богом, когда его свобода испытывалась. Мы понимаем, как ему было трудно, понимаем, как он и каялся, как ему было плохо от того, что он сотворил. Конечно, в большей степени, чем у нас это проявляется, но всё-таки мы можем Адама понять.
И сегодняшнее Евангельское чтение было посвящено посту. И первое, что нам необходимо сделать, чтобы нам этот пост не вменился в грех – это простить всех. Отношения с ближними – в этом выражается наше отношение к Богу. Адам своим преступление себя отрезал от Бога, показал, что он Его нисколько не любит. Потому что кого мы любим, того слушаемся. Это вот к детям относится. Когда мы чувствуем какую-то неприязнь в отношениях с людьми, особенно это будет во время Великого поста очень ярко проявляться, Господь дает нам испытания помыслами. Если мы не смиряемся и не вспоминаем, что мы хуже всех, « от нихже первый есмь аз» — говорим мы в Причастии, то эти испытания становятся сильнее. Если мы не смиряемся, тогда мы впадаем в грех. Если и тогда не смиряемся или продолжаем возноситься над нашими сродниками, ближними и дальними, тогда грех становится сильнее, и отпадение глубже. И кто знает, удастся ли нам из этой ямы выкарабкаться.
Святая Церковь настраивает нас на прохождение поприща Великого поста такими словами, напоминая нам о воззвании, которое нам необходимо в себе найти, особенно в этот пост. « Утверди, вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово, Отчее слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго».
Последствия преступления каждого из нас – они ведут нас к покаянию. И всё к лучшему. Поэтому даже, конечно, мы не радуемся тому, что наш Праотец отпал от Бога, не радуемся, потому что нам приходится терпеть. Но всё-таки, этот день – он в календаре обозначен красным цветом. Ведь, в конце концов, Адам всё понял, он взывал к Богу изо всех своих сил. И благодаря его покаянию на землю пришел Спаситель. И теперь Херувима, который отделял Адама и Еву от «дерева жизни» — его нет там, он отступил, когда Христос Воскрес. И теперь единственное, что отделяет нас от Бога – это наше нежелание, наша трусость, нерешимость, наша слабость, которой мы себя прикрываем: «Ну, мы же не святые. Что нам в раю делать, вот в ад пойдем, в ад легко идти, а вот в рай – это трудно, нет, лучше я не пойду, слишком трудно».
Дорогие мои, Адам осознавал глубину своего падения, потому что он был самый мудрый из всех людей. Видел, что до грехопадения он был в райском состоянии, он не нуждался так в пище, в кислороде, как мы с вами нуждаемся. Он был независим от того мира, в который Господь его поселил. А теперь все его потомки болеют, умирают, вся Вселенная наполнилась страданиями из-за него. И он это всё прекрасно знал. И поэтому его рыдания были неутешны. Но, в конце концов, Господь исполнил и его молитвы. Христос, Который родился, и из его «чресла» Он вывел Адама в рай. Мы сегодня чествуем нашего Праотца, жалеем о наших проступках, не осуждаем Адама: « Вот, если бы Адам не согрешил». А ты, чего ты делал? Тебе тоже было предложено, ты знал, что хорошо, что плохо, знал, кто тебе нашёптывает. И всё равно, сделал плохо. Чем ты отличаешься от Праотца? Ничем. Поэтому не нам его судить.
Дорогие мои, давайте постараемся в этот Великий пост, научимся не возноситься перед нашими ближними, научимся взывать к Богу тогда, когда нам предлагают «запретный плод». У каждого есть свои слабости. У Адама была одна слабость – познание, а у нас другие какие-то слабости. Это когда нам предложится что-то, Богу неугодное, давайте сначала подумаем: может такой вариант — неизвестно, вроде как «плод» хороший, дает знания и приятен на вид, а вдруг это хорошо, действительно. Но, заповедь есть, но может быть, « закон, как дышло», вроде бы как повернешь его и ничего страшного, и получается.
Давайте в этот момент, когда у нас будут сомнения, не «бросаться в полымя», давайте научимся взывать к Богу от всех своих сердец: « Боже, Милостиве, помилуй меня падшего!». Аминь. Спаси, Господи!
Просмотры (145)