Воскресная проповедь неделя 11-я по Пятидесятнице 16  августа 2015 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие мои, сегодняшнее Евангельское чтение – о самом главном, центральном, важнейшем делании человека – о прощении. Каждый раз мы должны вспоминать об этом прощении, когда читаем самую распространенную молитву – молитву Господню: перед едой, перед сном, когда проснулись. Самая часто используемая молитва нами – это молитва « Отче наш». « И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Стараемся от всего сердца, конечно, это говорить. Ведь прощение грехов, оно не в чьих-нибудь руках, даже не в руках Божиих, прощение грехов только в наших руках. И здесь только одно основание у этого прощения – если мы сами прощаем.

 

Долг, который сегодня был обозначен в притче – вот это огромное количество талантов, этой денежной массы даже не существует в мире, в древнем мире это уж точно – 10 тысяч талантов. Этот долг, где он мог, должник этот, взять? Говорит: «Потерпи на мне, я тебе всё отдам». Что он отдаст? Ничего он не отдаст. И господин дома – в этой притче он Бога изображает – царь  умилостивился, когда увидел, что человек его просит: «Потерпи на мне», он смилостивился и всё ему простил, весь этот огромный долг. Проходит некоторое время, и мы видим: этот же должник, который душит своего товарища, говорит: «Отдай мои 100 динариев», сумма небольшая, — «Ты мне должен». Тот тоже его просит, умоляет, но он садит его в тюрьму. И вспомним, как знакомые этих людей сделали, они пошли к царю и сказали, что произошло. И царь разгневался, и пригласил этого должника к себе, и сказал: « Я тебе такой огромный долг простил, почему ты не мог простить такой мелочи?» И пауза. Потому что он ничего не отвечает, потому что это его  по закону, тот должен ему отдать. И царь, видя что человек этот не сокрушается, не чувствует себя виноватым: он прав по закону, этого человека сажают в темницу, не просто в темницу, а истязателям его отдают.

И мы с вами сейчас стоим на пороге великого события – Преображения Господня, основным стержнем этого события является послушание Богу. Мы на горе Фаворской уже в среду 19 августа каждый в свою меру свою увидим Бога Преобразившегося и услышим глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте». И перед нами встанет как бы результат послушания.

Конечно, очень трудно просить прощения, очень трудно себя сознавать виноватым, особенно когда закон на моей стороне – справедливость эта человеческая наша. Очень трудно тогда, когда мы на себя надеемся. Но, это самое-самое главное. Поэтому, когда на исповедь приходят, чаще всего я спрашиваю, когда нет времени, чувствую, что сказать ничего не удается, и спрашиваю: « Обиды, зла ни на кого не держите?» « Нет». «Тогда причащайтесь». Обида. Может быть, мы ее и не держим, может быть, она у нас в сознании и не присутствует, но где-то в глубине души живет и при обстоятельствах особых, напоминающих о травмирующих фактах, это всё всплывает, где-то в глубине души этот змей таится, он высасывает из нас силы. А если мы послушаем Бога и постараемся изо всех своих сил простить. Конечно, это путь, это труд, это не так просто, тяжело сказать слово «прости», когда чувствуешь себя виноватым, а вот из глубины души вытащить, исправить себя – это гораздо труднее. Здесь необходимо время, необходима решимость.

И мы сегодня увидели с вами плоды этого послушания: когда человек научается прощать, ему становится доступным очень многое. Антоний Римлянин из Италии приплыл на камушке в Новгород Великий и встал, и не знает, куда его занесло. Господь говорит: « Любящий Меня, он заповеди Мои соблюдет. И то, что Я творю, он больше сих сотворит». А эти заповеди – они начинаются с самого главного: с прощения.

Мы с вами сегодня молились вместе с «особыми» людьми. И здесь хочется вот о чем сказать. Мы считаем себя более-менее нормальными, хорошими, достойными и знаем, как себя вести. А не задумывались когда-нибудь, как на нас смотрят Ангелы? Они смотрят на нас точно так же, как мы на этих людей: на Машу, Володю, Даниила, Николая. Четыре человека сегодня было. Мы заходим в храм и вроде знаем, что делать. Они тоже знают, но чего-то пока не понимают, потому что у них такие условия, они не могут воспринимать мир окружающий, как сквозь тоненькую, маленькую дырочку смотрят вокруг. И то, что даже восприняли, не могут толком обработать и осознать, сделать какие-то выводы.

Когда мы призываем Ангела хранителя, он, конечно, нам помогает, подходит к нам точно так же, как иногда мы, может быть, к этим людям относимся. И Бог любит их точно так же, как любит нас. Дарует и радость, и у них жизнь внутренняя она богата, она богата и эмоционально по самой природе, но к духовности подобраться мы не можем, потому что ничего не спросишь, и как они вырастут в таком состоянии. Здесь только Господь и Церковь Торжествующая может знать и оценить их состояние. Эти люди –  убогие, они у Бога уже. И для этих людей больше открыто, чем нам. Выразить они не могут, но они уже Божии люди. Неслучайно среди таких людей много святых – святых блаженных, мы их так называем. И молимся таким людям: Матронушке Московской, Матронушке Анемнясевской. И еще сколько у нас блаженных! Василий Блаженный. Их очень много в Церкви русской, особенно.

Для нас с вами – это награда, что они рядом с нами. Ведь мы можем вглянуть на них, немножко посмотреть на себя – какая реакция у меня? Если какая-то неприязнь, значит, вот как я к Богу отношусь. Это же Божии люди. И для нас это является большой наградой еще и потому, что мы можем многое в себе открыть. Вот та часть нашего сознания, души, сердца – она закрыта от таких людей, мы как будто бы их не замечаем, вроде как нет такой проблемы по разным причинам. Но как только сможем взглянуть на них как на полноценных членов нашего общества, они многое могут нам дать в духовном плане, душевном и даже материальном. Если научимся их прощать: ну забежал он в Царские врата, что теперь с ним делать? Научиться к ним относиться, как к существам, носящим полноценную личность, такую же, как и я. Смотрите, если гениального музыканта посадить за расстроенный рояль, что он сыграет? Ничего он не сыграет, его прогонят. И как вот оценить человека, если у него такие особенности? И я надеюсь, что они теперь будут нашими постоянными прихожанами, что все будет благополучно в этом плане, что наша деятельность по заботе об этих людях будет расширяться.

Можно сказать только одно – мы нуждаемся в них гораздо больше, чем они нуждаются в нас. Нам без них никак не спастись, иначе Господь не допустил нам такого.

Они не мучаются, они не страдают. Нет. У них свой мир, и они там живут, им там хорошо. Вот когда мы начинаем как-то помогать им, у них появляются какие-то недоумения, что же это происходит? Это отдельная большая наука. Нам с вами необходимо помнить о том, что мы не лучше. Кто не согласен? Поднимите руку. Мы не лучше. Давайте постараемся признать их достойными радости, достойными Божией любви на столько, на сколько мы сами достойны. Бог нас привел из небытия в бытие для радости. И их также. И они для радости рождены тоже, как и мы. И если мы не будем ставить межу – это мы, это они, а рассматривать всех вокруг и себя тоже так, как людей с определенными особенностями: вот мы такие, а вы такие – ну и ладно: у одного рука болит, у другого живот, у третьего еще что-то – и все нормальные. А для Бога нормальный – только святой. Знаете, имеет ли какие недостатки, интеллектуальные, или здоровый с нашей точки зрения, для Бога он – «калека, нищ, слаб и наг». Поэтому давайте стараться быть мудрее.

 

Просмотры (51)

2 комментария на “Воскресная проповедь неделя 11-я по Пятидесятнице 16  августа 2015 года

  1. Вроде давно простил всех кто причинил мне обиду и боль. но глубоко в душе кажется что-то еще тлеет и как справиться с этим не знаю.

    • Надежда Лунина

      Ответ о. Бориса
      Здравствуйте, Владимир! Прощение — это непростой труд. То, что тлеет в глубине души — грех невольный, который порывается снова завоевать власть над Вами. Необходим труд и решимость никогда не соглашаться с неприязнью, но всегда, и в прошлом и в будущем принимать «достойное по делам своим».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *