Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие мои, сегодня Святая Церковь нас ставит в удивительное соединение святых праздников. Конечно, главное воспоминаем сейчас Первый Вселенский Собор, который совершился по воле Божьей ровно 1690 лет назад. Первый Вселенский Собор выработал и утвердил Символ веры, который мы с вами читаем каждый день. Он был дополнен на Втором Вселенском Соборе в 381 году.
Но, мы должны с вами помнить, когда взираем на этот священный текст, что куплен он ценою многих и многих жертв, и не только куплен и запечатлен жертвами. В 313 году Миланский эдикт поставил христианство в состояние законного мировоззрения, и до этого времени принять христианство означало, совершенно точно означало принятие мученичества. Мученик, мы знаем с греческого это слово переводится как мартирес – свидетель. И благодаря крови, благодаря подвигу этих свидетелей, в конце концов после Миланского эдикта через некоторое время — в 325 году был созван Собор, на котором утвердился наш с вами Символ веры. Читая этот текст, нужно помнить не только цену, за которую он был приобретен, запечатлен, но еще и его неизменяемость. Мы с вами читаем черным по белому именно то, что утвердили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов. Этот текст стал для нас с вами понятен благодаря просветителям Словенским – Кириллу и Мефодию. Равноапостольными мы их называем и не зря. Потому что вы слышали их житие – какое оно было непростым. Ведь мир, лежащий во зле, он не может не гнать тех, кто действительно искренно старается, не самодовольно, а искренно старается идти за Христом.
В этот день мы чествуем нашего с вами Патриарха, Отца, как мы его называем, Святителя, первого среди равных, на которого Господь возложил огромную ношу. Нам с вами даже трудно представить, что несет Патриарх. Нужно здесь сказать о том, что та вера, которая была передана через апостольское рукоположение, через проповедь, дошла до нас с вами, она дошла неповрежденной. Но, ее неповрежденность – в руках Патриарха, на его совести, в его ответственности. Мы с вами, как дети, даже и не подозреваем, чего стоит это несение, свидетельство об этой вере и перед правительством, и перед общественными организациями, разношерстными, разномастными, которые как «лебедь, рак и щука» тянут в свою сторону. Это большой Крест. Но, знаете, этот Крест несет каждый из нас по своей силе, каждый из нас призван стать свидетелем, свидетелем об искренности того Символа веры, благодаря которому мы с вами радуемся в храме.
В символе веры – в конце его запечатлены слова, на которых я хотел бы особенно остановиться. Каждое из 150 слов, которые в русском переводе представляют этот Символ веры, оно очень глубоко и очень важно для нас. Были тома написаны, толкующие Символ веры. Всё догматическое богословие содержится в Символе веры. Учение Православной Церкви – самое сложное во всем мире среди всех изотерических сект разнообразных: и учения индуизма, буддизма, различных течений, есть много разных непонятных вещей, но, самое сложное учение это учение Церкви Православной. Это Крест для человеческого разума, и это учение в кратких словах запечатлено в тех самых 150 словах, которые мы обязаны читать каждое утро. А если у кого не хватает сил, то в Серафимовом правиле должны читать и каждый вечер, не пропуская их. Эти слова – священны.
Так вот, я хотел бы обратить внимание ваше только на одну фразу: « Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века». Вот каждое из положений, догматов, которые запечатлены в Символе веры, они очень важны. Важностью обладают и эти слова и важностью особенной. Боимся ли мы конца света или не очень? Как вы думаете? Боимся мы конца света. А в Символе веры говорим: «Надеемся, Господи. Скорее бы. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущего века». Знаете, почему боимся?
Потому что этот Символ веры в нас не запечатлен до такой степени, как был запечатлен в мучениках, запечатлен в святых. И для нас естественно бояться, мы боимся скорбей, для нас это естественно, но не нормально. « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Путь к этому совершенству Господь показывает в этом Символе веры.
Когда Господь придет второй раз – второе пришествие будет не таким, каким было первое пришествие. Он уничтожит зло, страдание, смерть, Он уничтожит всё то, чем услаждается этот мир, лежащий во зле. Это пришествие освободит верных. И поэтому мы его чаем, то есть с надеждой ожидаем. « Ей, гряди, Господи». Вот с таким ощущением, с таким настроением мы должны заканчивать воспевание Символа веры на Литургии, вознесение его во время наших молитв. Святейший Патриарх Кирилл многое несет на себе, и сложно нам даже представить, мы даже свои маленькие Кресты кое-как несем, спотыкаемся. А ему приходится особенно туго. И поэтому он нуждается в особых молитвах, которые мы провозглашаем за каждой Литургией. Но, сегодня – день его Ангела, особый праздник, Малая Пасха нашего любимого Патриарха. Поэтому все вместе давайте провозгласим от всего сердца, пожелаем ему многая и благая лета: Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу богоспасаемою его паствою многая и благая лета! Многая лета! Многая лета! Многая лета! Спаси, Христе Боже! Спаси, Христе Боже на многая лета! Спаси, Господи!
Поздравляю вас с праздником! И хочу сказать о том, что нас с вами ожидает в дальнейшем. В следующий воскресный день – день Святой Троицы, день рождения Церкви Православной, день Сошествия Святого Духа на апостолов и Пятидесятница еще его называют. 50 дней после Воскресения Христова Господь утвердил и установил Святую Церковь, ее скрепил Святым Духом. И здесь нам с вами нужно вот о чем поразмышлять. «Изволися Духу Святому и нам», — написали апостолы на Первом Соборе, Соборе Апостольском, который у нас не именуется Вселенским, но по образу и подобию этого Собора были все Соборы, и до сих пор они совершаются: и Соборы Поместных Церквей, и Соборы Вселенские. Так вот, истина – она является нам в таком коллективном, Соборном, одухотворенном и объединенном Духом Святым знании. И конечно, Церковь Христова – это Его Тело. И каждый из нас – это Его член, клеточка этого великого организма церковного. Но, эту Церковь Вселенскую нельзя путать с общиной. Границы Церковные – они не определены. Потому что знает, кто в Церкви, кто вне ее – только Один Бог. По внешним признакам определить, как человек к Богу относится, невозможно. Если у нас есть какое-то мнение, что человек так поступает, поэтому он вне Церкви, поэтому он еретик, он в прелести, то это ложь и бесовское наваждение, как сатана-лжец и отец лжи, и старается обмануть тех людей, которые новоначальные, у которых мало опыта общения с темными силами и вообще в жизни церковной, духовной, они пытаются обмануть, внушают им – вот, смотри, этот хороший, этот плохой. Нет, такого нет. Кто хороший, кто плохой, знает только Один Господь. И знает Он, кто в Церкви и кто вне ее. И Причастие не говорит о том, что человек в Церкви находится. Общины – это такие организации, которые помогают каждому из нас стать по-настоящему, не призрачно, без самообмана, действительно стать частью Тела Христова. Но, человек не может войти в общину, и община не может помочь человеку, если этот человек не может простить, если человек не умеет уважать, если человек забывает слова Христовы: «Не презирайте ни одного из малых сих», о которых мы думаем, что они недостаточно в этом Теле Христовом состоят, они больны эти члены. Не презирайте, потому что Ангелы их Небесные всегда видят лицо Отца вашего Небесного. Итак, общинная жизнь может создаться только среди тех людей, которые могут прощать и уважать. Любовь – это уже на следующем, великом этапе. А иначе собрание верующих или не очень верующих, маловерующих – это не будет община, даже дело не может объединить людей, ничто не может объединить людей кроме Бога, кроме Духа.
А этот Дух не может войти в сердце человека, который не может простить. Поэтому если мы с вами хотим где-то увидеть общину или как-то постараться ее сформировать, то будем думать об этих главных принципах формирования – прощение и уважение к Образу Божию, Который стоит рядом с нами. И это очень важные слова. Дело в том, что истина не может дойти до человека, если он не умеет прощать. И этому нас с вами учит сегодняшнее Евангельское чтение, этому нас учат равноапостольные Кирилл и Мефодий, этому нас учит Святейший Патриарх, этому должны друг друга учить, но только со страхом и кротостью, без укора. Аминь.
Спаси, Господи!
Просмотры (69)