Воскресная проповедь 22 марта 2015 года

Проповедь Великий ПостВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие мои, сегодня удивительное совпадение Святая Церковь для нас с вами приготовила как некий праздник. Очень редко так бывает, что память 40 мучеников выпадает на воскресенье, да еще на воскресенье, которое носит имя преподобного Иоанна Лествичника. Мы к этому святому обращаемся за помощью в наших подвигах. А без подвигов нет и быть не может спасения. Память 40 мучеников, в озере Севастийстем мучившихся, она тоже свидетельствует об этом. Житие любого святого – кого бы мы ни взяли – свидетельствует о том, что необходим подвиг.

 

Подвиг необходим, чтобы справиться с самой маленькой своей страстишкой, и со своим каким-то недостатком, чтобы справиться, необходим подвиг. И Господь знает это и знает, как это трудно, и выше сил нам не дает возможности потрудиться. Преподобный Никодим Святогорец пишет о том, что если человек справился с каким-то своим недостатком, с каким-то грехом, со страстью, то в очах Божиих это выше, чем победа полководца, чем взятие городов и стран. Выше. Господь знает, что этот подвиг для нас труден. Но, дорогие мои, если кто от подвигов убегает, то убегает он и от своего спасения.

40 мучеников, память которых мы сегодня празднуем, они от подвига не убегали и поэтому получили венцы. Господь каждому из нас при рождении дает таланты, которые без подвига не могут раскрыться в нас. И только с помощью труда становятся эти таланты собственно нашими. И неважно, когда мы очнулись – может быть, кого-то воспитывали в православной вере с самого рождения, кто-то пришел в закат своей жизни к Богу – всё равно Господь видит всё и каждому дает по его силам.

Память преподобного Иоанна Лествичника нам с вами напоминает о том, что восхождение к Богу – оно поступенно. И эти 40 мучеников, которые удостоились такого подвига, таких венцов, они не сразу пришли к такому – вот как только уверовали и сразу послали их мучиться – нет. Это поступенное восхождение к Богу. И это восхождение, оно связано с трудом. Вот этот подвиг, который они совершили, явился таким, знаете, указанием, что они все эти ступени прошли, которые мы с вами, может быть, ленимся иногда проходить. Преподобный Иоанн Лествичник пишет для первой ступени: « Те люди, которые желают работать Богу, они должны от всего отречься, всё презреть, всему посмеяться даже». И говорит он на первой ступени: « Если человек потеряет блаженную и вожделенную теплоту, то состояние, которое мы с вами имеем после причастия, пускай приложит все усилия и весь разум, чтобы рассмотрев, как лишился он этой радости, чтоб вернуть ее. Потому что – говорит он – эта радость возвращается теми дверями, которыми и вышла». То есть, необходим труд покаянный. Конечно, преподобный Иоанн Лествичник писал для людей, которые решились уже отречься от мира. Но, отречься от мира для нас – это, значит, отречься от грехов. У нас подчас, судя по нашей жизни, можно судить, что мы не решились еще от мира отречься. И нам с вами Иоанн Лествичник говорит: « Всё, что можете доброго делать, делайте, никого не окрадывайте, не лгите, не лжесвидетельствуйте, почитайте родителей». И еще говорит он для того, чтобы приблизиться к этой первой ступенечке: «Не оставляйте церковных собраний».

Сегодняшний день, он богат удивительными совпадениями еще и в том, что, знаете, община – это большая семья, и в этот день совпала не только память 40 мучеников Севастийских, Иоанна Лествичника, воскресный день, но еще сегодня день рождения у Екатерины Гришиной. Мы ее поздравляем и желаем всяческих ей благ, и желаем ей бесстрашия. На пути за Христом много препятствий, но бесы, они могут только пугать. А основание у этого страха – только грех. И если, Екатерина, Вы не будете грешить, то и бояться Вам нечего, то значит, «дело в шляпе», и Вы уже почти спасены.

Дорогие мои, сегодня, конечно, день радостный, потому что воскресный, несмотря на то, что идет Великий пост. Господь наши сердца радостью исполняет. Но, многим из нас не так весело, может быть, как нам, стоящим здесь в храме. Вы знаете, у нас в хоре поет Алексей Алексеевич (басовую партию он ведет), сейчас у него неприятность: побоялся лечить зуб и ослеп. Вот какая ситуация. Иногда нагрешим мы чего-нибудь, и неохото нам на исповедь идти – я покаюсь потом как-нибудь, потом, потом, потом. А потом вроде как и всё утихает, но болезнь она остается. Если мы с вами будем обезболивающее глотать, то неизвестно к чему это нас с вами приведет. Но, Господу всех жалко, Божьей Матери всех жалко. И Он хочет, чтобы мы этой любви подражали. Нам надо Алексея Алексеевича поддержать, сейчас он на работу не ходит, тяжелое такое состояние. Давайте, я буду давать крест, и у нас здесь будет стоять кружечка или тарелочка, вы туда Алексею Алексеевичу соберите что-то, мы уже кое-что собрали, но надо как-то восполнить это.

Память 40 мучеников, которые помогают нам нести свой крест, само это событие – оно не далеко от нас, как это кажется, вроде начало IV века. Но, до сих пор это в высшей степени актуально для нас, то событие, которое произошло тогда, в начале IV века. Во время войны, когда тоже было веселого мало, в плен попал некий митрополит Иосиф. Он был митрополитом в Таганроге. Тогда еще до того, как Господь поставил его на эту кафедру (он сам рассказывает в своих воспоминаниях), что будучи иподиаконом, он в архиерейских покоях часто проходил мимо иконы 40 мучеников Севастийских и как-то не обращал на нее внимания и должного почитания ей не воздавал, а когда она попадалась ему на глаза, он начинал как-то сомневаться: наверное, какие-то придумки, были ли они или не были, кто это знает. Вспомнил он этих мучеников тогда, когда попал в плен. Сидя в гестаповской тюрьме, в некоем городе Умань, зимой 1943 года, он вспомнил о них. Его посадили в карцер без окон, в лютую стужу. И он говорит, что « я просил смерти, потому что это было нестерпимо, поскорее бы мне умереть». И вот в этот момент он вспомнил о 40 мучениках, и тогда я, говорит, понял, каков был их подвиг, и к ним обратился, обратился за помощью, чтобы Господь как-то смилостивился над ним, чтобы муку эту как-то прекратил. И как он говорит (практически наш современник): «Сначала ушла тоска, а потом по телу растеклось тепло. Я удивился, может, я помираю?». Но, дверь камеры открылась, и в нее внесли теплые вещи, передачку, Святые Дары и хлеб. Он услышал, что наступает красная армия, и немцы отстреливают всех заключенных. И он взял в ладони эти Дары и всю ночь молился, просил у Бога, чтобы Его воля исполнилась на нем. И так сложилось, что верующие люди города Умань собрали золото и подкупили начальника тюрьмы, и немцы одних расстреливали, других увозили с собой, а его оставили. «И тогда я, — говорит,- понял, какая сила у этих мучеников, какое дерзновение!». Знаете, они своей ревностью и своим мужеством могут поделиться с нами, маловерными, слабыми, и слов не хватает, чтобы нас как-то определить. Если только мы искренно к ним обратимся, если мы не будем ждать, пока гром над нами грянет. Когда пришла советская армия, они очень удивились, что митрополит Иосиф остался живой и невредимый. И сразу, конечно, посадили его в тюрьму. Но, это отдельная история. Чудеса, они бывают, и если христианин не верит, что чудеса в его жизни могут случиться, значит, он перестал быть христианином.

Дорогие мои, готовимся мы с вами к встрече Святой Пасхи. А воскресение без креста не бывает. Если кто не хочет трудиться, тот может, конечно, отдыхать, но и плодов никаких и никакой награды не получит от Бога.

Аминь.

Спаси, Господь.

 

 

Просмотры (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *