Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие мои, сегодня в жизни Церкви период, совершенно особенный. Мы с вами входим в Великий пост и сегодня молимся словами кондака этого праздника: « Утверди и вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя, падшаго».
Дорогие мои, сегодня Прощеное воскресенье. Конечно, что-то заканчивается: заканчиваются грехи наши, заканчивается наша сластолюбивая жизнь.
И конечно, страшно – ничего не есть, ничего не пить, помрем с вами с голоду посредине поста, бесы тут как тут – да,да,да, помрешь обязательно, давай, попроси послабление себе: молочное, яички попроси, мяса попроси, чтобы попоститься, не как лицемеры. Конечно, Господь сегодня нам о таких лицемерах говорит: «Они — унылые на себя мрачные лица надевают, чтобы показаться постящимися перед людьми». А мы же не так. Господь, видящий тайное, воздаст явно.
Мы должны попоститься, поститься не только от развлечений, не только от наших грехов, главный пост – это наши греховные привычки оставить. В этом пост. Но пост заключается в диете. Душа с телом связана непосредственно, тело без души жить не может, душа без тела тоже жить не может. И если мы ограничим тело, то и душе от этого будет польза. Душа смиряется, и покоряется дух.
Дорогие мои, в этот день мы готовимся к посту, для того чтобы бесы нас не смущали, чтобы этот период был весной духовной на самом деле, чтобы этот период принес нам вдохновение. Знаете, это вдохновение начинается прямо с первой седмицы.
Мы с вами должны начать этот труд с особого, с очень важного и оттого самого тяжелого момента – мы должны попросить друг у друга прощения. Иногда люди говорят: «Да, я ни на кого не обижаюсь, чего мне просить прощения?». Так, здесь смысл в том, что я прошу прощения у окружающих. И язык как будто деревенеет, и не знаю, что сказать.
« Прости меня» — два слова, краткая фраза, но сколько она дает благодати человеку, и как сложно бывает эти два слова произнести. А говорит это о том: если сложно произнести, значит, я все-таки обижаюсь, а если я обижаюсь, значит, я все-таки гордый, а если я гордый, значит, я уподобился бесам, значит, я нуждаюсь в Спасителе, значит, мы нуждаемся в Спасителе, Который должен привести нас к богоподобию. Господь дождит на праведных и неправедных, и Свою благость распространяет на все человечество – на неблагодарных и злых. Так же и мы с вами должны простить согрешения нашим ближним, несмотря даже если они не достойны, как нам кажется. В том-то и заключается богоподобие, и путь к этому богоподобию. Господь не выделяет – вот этот не праведный, на него дождика не будет, а вот этот праведный, на него всю благодать Мою изолью. Так не бывает, Бог любит Свое творение безконечно, больше, чем мать любит свое дитя и родители своих детей. Творец любит Свое творение безконечно.
Ну как же так бывает? Господь нас любит вроде как, это всё аксиома, а что же у нас такие скорби, такие неприятности и от детей, и от родителей? Почему же так всё?
Святитель Иоанн Златоуст об этом так говорит (тоже после службы, в прощеное воскресенье): «Вот мы вместе постояли за службой, за Литургией, и давайте припомним, сколько времени мы молились, сколько времени мы какими-то мыслями занимались?» Кому-то неохото молиться, кому-то кажется — что-то долго батюшка исповедует. Какие мысли были у нас, какие чаяния? Мы продумывали дальнейшие наши планы, они не всегда у нас «святые» эти планы. Даже во время службы смотрели друг на дружку, может быть позавидовали – О, как ей хорошо. Одно, второе, третье и даже не сосчитать наших грехов. И даже если такое коротенькое время, находясь в пристани спасения, в Церкви Божьей, когда и Ангелы нам помогают молиться, и вся атмосфера здесь святая –
она нас к Богу ведет, даже если мы и здесь так ведем, дайте счетчик, сколько мы там грехов натворили, сколько насчитали нам бесы, они стоят и смотрят на нас. 100, 200, 300, они маленькие. Когда критическая масса достигнет, мы не знаем. Так вот, если здесь мы так грешим, а если мы выйдем из храма, займемся нашими занятиями обычными и делами, то, что там начнется?
Так вот, грехов очень много, тоже аксиома. Может быть, мы не всегда к этому правильно относимся – много и много. Очень много. А каждый грех, каждая позиция из этого счетчика – это оскорбление Богу, величию Божию, нашему Творцу и Создателю. Мы Его оскорбляем с утра и до ночи своим существованием, живем и коптим.
Так вот, эта масса грехов, ужасная, с нас снимется только, если мы искренно от всего сердца всех простим. Об этом мы слышим, когда читаем « Отче наш», точнее мы говорим об этом Богу: «Оставь нам прегрешения, так же, как я оставил долги моим должникам».
Смотрите, против нас нагрешили не так много, как мы нагрешили против Бога.
И все-таки, Господь нас любит. И благодаря этому прощению Он снимает с нас эту тяжесть. Язык деревянный, но попросишь прощения и как будто камень с души – О, как стало хорошо. Просить прощения не так трудно, как нести вот это состояние обиды, какой-то неприязни к человеку.
Дорогие мои, если бы христианские общества умели бы прощать, то они бы представляли из себя такие светочи и рай на земле. Но, видите ли, чтобы до этого добраться, я думаю, надо в себе найти много сил, должно пройти времечко, чтобы мы простили до конца. Вроде как я ни на кого не обижаюсь, но как вспомнишь о чем-то, сразу – как он смел так со мной поступить? Вся эта тяжесть она в нас сидит, и мы не можем простить пока, потому что не святые. Мы не святые, потому что не можем простить. И какие слова можно найти, если мы находимся в таком ужасном состоянии? Как человек может найти в себе слова, чтобы Бога, Которого он так много оскорблял, называть Отцом? Какие слова можно найти своими силами, мы их не можем найти, эти слова покаяния.
Поэтому мы и молимся в этот день, настраивая себя на весь пост: « Даждь мне слово, Отчее Слово, чтобы я исповедовал перед Тобой свое личное окаянство, которое в себе и не вижу».
Сегодня Господь нам говорит, что унылость, она Им не принимается в зачет. И за унылость с нас грехи не снимаются. Наоборот, уныние – грех. И для того, чтобы у нас с вами не было перекоса: депрессионное состояние – это не покаянное состояние. Когда человек кается, ему легче на душе становится, легче и спокойнее.
Преподобный Силуан Афонский говорит: как-то он увидел убийцу, (вся деревня знала, что он убийца), перед уходом в монастырь в монахи он увидел этого человека на одном из праздников, типа масленицы. Человек сидел, распевал песни, на гармошке играл, довольный и веселый. И к нему приходит Силуан (в будущем) – он такой огромный детина и говорит: « Как ты можешь играть на гармошке, петь песни, если ты убийца?». А тот говорит: « Я в остроге долго молился, много молился, и Господь мне простил, поэтому я сейчас радуюсь».
Путь к Богу он, конечно, трудный. Путь наверх. Но, он связан с радостью такой, которую никакая греховная жизнь дать не может человеку.
И поэтому в знак того, что мы не хотим быть унылыми, мы с вами сейчас будем веселиться на нашем мероприятии – на масленице, исполняя традицию церковную, народную, они слились воедино. И я прошу особенно мужскую часть наших прихожан показать пример радости во Христе. Потому что человек не только из духа и души состоит, но и из тела, и телесная радость Богом не отметается.
Человек создан для радости. И эту радость мы с вами должны показать. Показать пример нашим детям, что взрослые тоже умеют веселиться, не только унылые лица на себя надевать.
И нужно еще сказать, что мы радуемся тому, что наступил Великий пост. Радость – она особая, она сокровенная. Если наступил Великий пост, значит, скоро – Пасха. Если скоро Пасха, значит, мы не совсем плохие, грехов много, но не совсем. Еще есть у нас возможность, есть времечко, и мы это время обещаем Богу, мы веселимся и даем обещание провести его достойно.
И начало этого труда полагается на каноне – Покаянном каноне Андрея Критского. Первые четыре дня Великого поста в нашем храме будет совершаться особый канон покаяния Андрея Критского. Мы будем учиться, как каялись святые, учиться сами покаянию, учиться прощению.
Затем после первой седмицы каждую среду во время Великого поста мы будем служить Литургию Преждеосвященных Даров. В 18 часов вечера на вечерне она служится, как полагается, мы будем ее служить. Каждый воскресный день у нас будет служиться Литургия Василия Великого. Она такая более протяженная, покаянная, даже страшная. Каждую субботу тоже Литургия. Вот такие нас с вами богослужения ожидают.
А теперь уха! Уха уже готова.
И теперь Крест целуйте!
Просмотры (79)