Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
«Мнози бо суть звании, мало же избранных». Избранные Божии, кто они такие? И кто званые? Этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд. И Господь сегодняшней притчей поясняет, кто званый, а кто избранный.
Некий хозяин дома приготовил ужин, вечерю велию – как сказано в Евангелии, и решил позвать гостей, послал своего раба для того, чтобы тот обратился к званым. Но они, как говорится в Евангелии, как- будто сговорившись, начали все отрекаться, отказываться от этого приглашения.
Один говорит – я купил землю, и мне нужно ее посмотреть, молю тебя имей меня отречена. Другой говорит – я купил пять пар волов, молю тебя имей меня отречена, то есть прошу меня извинить, надо мне посмотреть волов. Третий говорит – я женился, не могу никак прийти.
Когда этот раб хозяину объявил, как отреагировали, ответили званые на приглашение, он разгневался. И в сегодняшнем Апостоле мы слышали об этом гневе. « Гнев Божий на сыны противления» — говорит апостол Павел. И каков же этот гнев? Эти званые не вкусят от Моей вечери, потому что они оказались недостойными.
Тот, кто купил землю, у того человека все мысли о земле, о земном, он хорошо устроился здесь на земле или устраивается. Это мудрый человек, который знает, если он сейчас не посмотрит на эту землю, то время пройдет – вот этот день или вечер, и в следующий день будет поздно сажать или что-то еще там делать, придется ждать целый год. Другой человек, купивший пять пар волов, это человек, который знает себе цену, цену и своим чувствам. Это пять чувств таким образом здесь изображены.
Ничто человеческое нам не чуждо, нам нужен и отдых, и передышка какая-то, в том числе и нашим чувствам. И, конечно, не всегда мы можем придти в храм, потому что сил нет, наверное. Здесь и развлечения, и отвлечения. Волы ходили по территориям обширным, на одном месте они не стояли, и он ушел бы с отарой, и неиспытанные волы, может быть, оказались бы плохими. И, конечно, это было оправдание вполне достойное. А тот, кто женился: по закону Моисееву — во второзаконии Моисеевом есть четкое указание, что молодожены освобождаются от всех общественных обязанностей, чтобы они устроили свою жизнь каким-то образом. У каждого из этих людей было оправдание, действительно достойное по человеческим меркам.
Но, Господь на них разгневался и назвал их сынами противления, как сказал апостол Павел, как мы слышали об этом.
Итак, много званых.
Бог Отец посылает Своего Раба, то есть Сына Своего Возлюбленного, чтобы призвать всех на пир, на вечерю. И званые не были достойны. Их много. Званые – это те, кто присутствует в храме, те, кто кое-что знает о Священном Писании, может всё знает, всё, конечно, там знать совершенно невозможно, но все-таки приближаются, стараются изучать Священное Писание. Званые – это те, которые испытали, что такое сила молитвы на своем опыте. Званый – это тот, кто увидел действие этой молитвы внутри себя, кому становится после причастия хорошо на душе у себя. Все эти люди – званые. Все мы – званые.
Господь сказал: «Много званых, а мало избранных».
А кто такие избранные?
Посмотрите, как званые отреклись. У нас с вами тоже много дел, мы тоже с вами люди, и тоже не всегда можем прийти на Всенощное бдение, даже на помазание. У нас у всех есть дети, есть своя земля, свои заботы, мы без них не можем.
Но, кто же такие избранные?
Господь обратился к низу общества, к людям, которые в наших глазах являются ничтожеством, под заборами, как буквально перевести эти слова.
Раб, то есть Христос, Раб Божий, Раб Хозяина, Он пошел в места, где нормальные и достойные люди не обретаются, и всех их призвал, и говорит: « Наполнился дом возлежащими, и даже было еще место».
Дорогие мои, Господь говорит: « Мудрость разумных Я отвергну». И всё наше достоинство человеческое перед Богом вообще ничто. Пусть хоть какой человек – великий и славный, он перед Богом — совершенное ничтожество.
Господь – Всемогущий и Безконечный, и каждый из нас перед Ним – ничтожество.
И для того, чтобы быть среди избранных, надо стараться, сейчас мы – только званые. Будем ли мы избранными, покажет время.
Господь говорит в другом месте, что вот в тот день, в день кончины мира, двое будут молоть в жерновах, одна берется – другая оставляется, двое будут на поле, один берется – другой оставляется. Все – званые, но Господь Своих знает.
Нужно еще нам с вами помнить о том, что без смирения нам с вами быть избранными никак не получится. Смирение, во-первых, конечно, — перед Богом. Следующее как следствие: смирение – друг перед другом.
Вот сегодня мы будем разговаривать с хором, чтобы наш хор сохранить необходимо послушание, это послушание по всей вертикали: священник слушается благочинного и владыку, благочинный – под подчинением непосредственно владыки, владыка слушается патриарха, а патриарх слушается собора. Для того, чтобы Церковь как-то жила утвержден Церковный суд. Все установления – они человеческие, вроде как они и ничего не должны значить перед Богом, но без них нам никак не выжить, как без земли, без волов, без супружеской жизни нормальной нам никак, но мы – званые, каждый из нас. Но, для того, чтобы иметь какой-то шанс на избрание, нам необходимо, конечно, смирение.
Для нас с вами слова Христовы — « Много званых, мало избранных».
« Блюдитесь, как опасно ходите» — говорит апостол Павел, которого мы уже упоминали.
Дорогие мои, эта притча – она очень страшная, заставляет она о многом задуматься. Давайте постараемся сохранить жизнь церковную, ведь без послушания смирения никакого не бывает.
Мы с вами подходим по пути постепенно. Господь нас приближает к торжеству Рождества Христова. Будем радоваться этому. Радоваться о том, что мы – званые и стараться хоть сколько-нибудь приблизиться к состоянию избранности.
Спаси вас, Господи!
Просмотры (23)