Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие мои, поздравляю вас с началом Рождественского поста. Конечно, пост – время не совсем веселое, и с чем поздравлять здесь не совсем понятно. Но, мы же с вами готовимся пережить радость первого пришествия Христова, стать как бы свидетелями этого великого события – пришествия Христова. К этому событию мы готовимся молитвой и постом, стараемся почаще бывать в храме, применять и исполнять утреннее и вечернее правило и, конечно, постимся.
Пост – время священное, время благоприятное, время собирания истинного нашего богатства. И мы друг дружку с постом приятным поздравляем, потому что можно напомнить здесь вот о чем: когда человек не может найти долго работу и тут нашел такую хорошую работ, мы, конечно, его поздравляем, несмотря на то, что работа трудная, но зато много принесет человеку пользы. Так и мы поздравляем друг друга с постом.
Нам Господь дает такую возможность попоститься, мы же испрашиваем у Него, и многие лета друг другу желаем, и у Бога просим благоденствия, мирного жития и чтобы умножилось лето живота. И испрашивая это, мы испрашиваем тот самый труд, за который Господь обещает нам дать награду, и эта награда нам даруется через отвержение нашего естества, отвержение владычества над нашим естеством. Господь хочет, чтобы мы были собственными хозяевами, отвержением и всего того, как следствие, что услаждает наш вкус.
Иоанн Лествичник так говорит о богатстве, которое приносит пост: «Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребления лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности». Наверное, мы все этим страдаем. «Дверь умиления». Сколько ни молишься, а умиления нет. А пост нам помогает это сокровище стяжать. «Радостное сокрушение приносит пост, удержание многословия, причина безмолвия», то, что нам не хватает во время молитвы, стал на молитву, а то одно дело, то второе, мысли копошатся. Пост помогает эти все мысли утихомирить, их смирить, что называется, безмолвием, безмолвием помыслов. Пост – «страж послушания, облегчение сна». Пост – «здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
Вот, какая нам с вами ожидает награда, если этот пост постараемся провести внимательно, с особым чувством, с чувством подготовки к Рождеству Христову, великому событию – празднику. Да, пост заключает в себе подлинное, настоящее богатство христианина. Вот мы видели это перечисление Иоанна Лествичника, великого аскета. Среди этих духовных дарований, там есть и здравие тела, там есть и здоровый сон приносит пост.
Дело в том, что Господь сотворил мир благим, управляя этим миром, Он владеет этим богатством. Богатство – это то, чем владеет Бог, то, чему только один Господь является хозяин. Богатство благости Божией изливается на людей и через здоровье и, конечно, через богатство материальное. «Господня земля, и исполнение ея». Богатство материальное – тоже благословение Божие, но не всегда. Вот сейчас мы об этом поговорим с вами. Благословлены богатством были Авраам, Исаак, Иаков, все патриархи. Иов, Иосиф были благословлены богатством. И Священное Писание так об этом говорит: «И сеял Исаак (сын Авраама) в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим».
Богатство для этих людей является благословением. Но, мы знаем, что есть и люди нищие. Что же их Господь оставил? Здесь Священное Писание говорит так: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие».
Здесь можно вспомнить праведного Иова, какие у него были испытания, через которые он прошел, с честью всё пронес, как Иосифа братья продали в Египет, и что стало с этим человеком. Через эти испытания Господь дает ему богатство, конечно, богатство дает, во-первых, богатство духовное, а затем и богатство материальное. Так вот, для этих людей праведных богатство является благословением. А для других – это, во-первых, попущение, во-вторых, испытание и даже проклятие. Здесь можно привести много примеров. Откровение Иоанна Богослова – в этой книге есть таинственные слова, он обращается к людям, которые на свое богатство надеются: « Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Вот о таком богаче первые Евангельские слова в этот воскресный день Рождественского поста. Господь напоминает нам, что является настоящим благословением, а что является испытанием. Богатым человеком был Моисей, который извел избранный народ из Египта. Мы знаем, что египтяне погнались за своими бывшими рабами, потому что Господь повелел им взять золото, которое честно они заработали, будучи рабами на чужбине. Но мы знаем, что разверзлось море и потопило фараонское войско. Господь спас их. Они шли, обремененные этим золотом, большим богатством. Зачем? Только для того, чтобы мы с вами увидели, какими были эти люди, для них это было испытание. Они несли груду этого золота для того, чтобы потом из него сделать тельца, поклониться, радоваться этому тельцу, говорить: вот тот бог, который вывел нас из Египта. И поэтому никто из этих людей, ни один из них не вошел в Землю обетованную. Земля обетованная – образ Царствия Небесного. Человек, который радуется богатству, подобен неразумному богачу, он проклят. Сегодняшняя притча, в двух словах я напомню, она такова: Некоему человеку богатому послан с неба большой, большой урожай. Что сделал этот человек? Он, конечно, возрадовался, сказал: но только житниц у меня нет, чтобы собрать, построю я новые житницы, — стал об этом размышлять, думать – Соберу вся благая моя и скажу душе моей: Душа моя! много блага у тебя лежит на долгое время, поэтому покойся, ешь, пей и веселись. Ни в чем ты не имеешь теперь нужды. Но, Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь душу твою, которая должна есть, пить и веселиться по твоему разумению, стяжут от тебя, и кому достанется, то, что ты сейчас наготовил. То богатство, которым мы с вами обладаем, является ли оно для нас благословением или испытанием, можно узнать по одному очень важному признаку — если человек приобретает что-то, на него наследство сваливается, какие-то обстоятельства складываются, что к человеку течет богатство, если он этому радуется и на этом успокаивается, что теперь у меня есть возможность решить все мои проблемы, я могу ни о чем не заботиться, и можно купить всё на свете, я буду есть, пить и веселиться — вот для такого человека богатство является проклятием. Преподобный Исаак Сирин говорит о тех людях, которые сумели достичь нищеты духовной. Мы знаем, что блаженные – нищие духом, потому что их Царствие Небесное. Царство Небесное – это максимум возможного обладания, человек становится царем в этом Царстве Небесном. Об этом сложно говорить для тех людей, которые к этому никак не прикасался. Но, Исаак Сирин говорит, что человек, который имеет нищету духовную, который прикасается и владеет Царствием Небесным, которое должно быть внутри каждого из нас — его не радует богатство, он к ним просто безразличен. И приводит такой резкий, яркий пример и притчу. Представьте себе, что есть человек, который обедает с царем, является вельможей, высокопоставленным чиновником, всеми уважаемым. Он, конечно, может прийти в какое-то заведение (кабак, например), но ему от этого никакой радости нет, у него есть такая возможность, но он ее оставляет, он знает, что от возможности прийти в какое-то блудилище и там покушать у него радости от этого нет. Богатство, которое у нас с вами – оно принадлежит Богу, это этимология слова «богатство», некоторые очень уважаемые ученые возводят его к Богу.
Богатство – это то, что принадлежит Богу. Он нас поставил над каким-то кусочком Своего как приставленников и с нас потом спросит. Поэтому разумный человек богатству и не радуется, он знает, что придется рано или поздно ему ответить каким образом распоряжался этим богатством на благо себе, разумно ли. Потому что богатство таит в себе очень много искушений. Всё, что мы думаем «наше» — наша одежда, наш дом, зарплата, на самом деле – это принадлежит одному только Богу.
Если мы не хотим уподобиться избранному народу, не вошедшему в Землю обетованную, если мы не хотим уподобиться этому богачу неразумному, давайте постараемся наш пост проводить внимательнее, сосредоточиться на своей жизни духовной.
Господь благославляет нас каким-то богатством, но давайте постараемся внимательно к нему относиться, прыгать от счастья здесь нет никакой причины, только глупый так поступает. Богатство – это испытание для каждого из нас, а каким образом с этим богатством нам поступать, чтобы оно нам было не в проклятье, нас учат святые.
13 декабря наш храм организует паломническую поездку « Блаженные Санкт- Петербурга». Мы будем в Новодевичьем монастыре, в Александро- Невской лавре, посетим могилку блаженной старицы Матронушки в подворье Зеленецкого монастыря, а в Новодевичьем монастыре мы сможем приложиться к могилке блаженной Дарьюшки, и конечно, много услышать об этих людях.
Блаженный – это человек, который безумен с точки зрения людей века сего. Конечно, Бог говорит богатому – «безумный», а люди, мы все, говорим – «он всё правильно сделал, в житницы надо собирать, чтобы ничего не пропало. Но «Разум разумных, — говорит Господь, — Я отвергну». И многое из того, что содержится в Церкви, что приносит подлинное счастье и богатство, оно для людей внешних является совершенным блаженством, в таком смысле безумием.
Дорогие мои, я поздравляю вас ещё с началом Рождественского поста, желаю провести его в сердечной молитве, внимании к себе. Желаю нам всем потихонечку постараться приблизиться к тому великому и необъятному, ни с чем несравнимому событию – Рождеству Христову. Аминь. Спаси вас Господи.
Просмотры (28)