Проповедь в 5-ю неделю по Пасхе. Беседа Христа с самарянкой

Проповедь о. Бориса ЕршоваДорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Вот это слово «благовестие», слово проповедническое прозвучало некогда, более 2000 лет назад над землёю и Церковь до сих пор живёт. Потому что в ней заключена Истина и об этой Истине и свидетельствует наша жизнь, обстоятельства, в которые мы с вами попадаем, свидетельствуют порой и наши близкие, что уж тут говорить.

Сегодня мы слышали о такой проповеди – проповедь самарянки. Она не была о Воскресении Христовом, но здесь нужно заметить, что до этого момента Господь никогда не открывал, что Он есть Христос Спаситель мира. И первыми, кто узнал об этом, это были самаряне и одна из таких вот самарянок, которой не разрешалось даже вечером ходить на колодец, ей приходилось ходить туда в зной. Господь утрудился в пути, сел у этого колодца и увидел её. Видимо, какая-то у неё была слава не очень хорошая даже среди самарян. А Господь к ней обращается, обращается со словами, мы всех их знаем: «Дай мне пить». Господь отвечает этой женщине: «Если бы ты знала, дар Божий, Кто обращается к тебе Дай Мне пить, то Он был дал тебе такую воду, от которой ты не могла бы жаждать потом никогда».

Мы видим в процессе этого повествования, что она уверяется, Господь говорит ей о её жизни, о её пяти мужах и о том человеке, которого она сейчас имеет, он не муж ей.И сразу же она задаёт самый главный вопрос, который её тревожил (ведь самаряне поклонялись на горе Горезим, потому что им не позволили восстанавливать храм после его разрушения.Иудеи говорят о том, что необходимо поклоняться только в Иерусалиме). Господь здесь открывает для нас очень важные моменты, в которых мы живём. Моменты связанные, конечно, с Воскресением Христовым. Он говорит, что грядёт час, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине.  Где мы не находились мы можем к Богу обращаться и наш опыт ежедневный свидетельствует о том, что Господь эти молитвы наши слышит.

И что же случилось дальше? Самарянка, несмотря на всю свою славу нехорошую, побежала в селение, где она жила, и стала проповедовать о том, что посмотрите вот там, около колодца какой-то Человек, он мне сказал всё, что я сделала за свою жизнь. Может быть он Христос. И не смотря на её такое положение социальное, ей люди поверили и вышли к этому колодцу посмотреть. Посмотрите, какая горячая проповедь!

Порой сталкиваешься с таким сожалением, что вот батюшка как нас мало, малое стадо, почему мы  не возрастаем, так много беззакония творится даже в нашей среде, среде именующих себя христианами. Сегодня мы слышали, что в Ассирии люди – последователи Христа – были первый раз названы, как и мы с вами, христианами, это I век. С этого момента это непрестанная такая традиция, она сохраняется.

Здесь можно ответить вот что. Наша проповедь тусклая. Ведь почему-то все эти люди поверили этой самарянке, своей соотечественнице, что-то в ней загорелось. Апостол Фома, уверение которого мы вспоминали на следующий воскресный день после Пасхи, мы не можем его осуждать за то, что он не поверил апостолам. Ведь и их проповедь тогда тоже была тусклой, ведь на них тоже не сошёл Дух Святый. Они тоже сидели, спрятанные страха ради иудейского.

А вот наша проповедь какова? Если мы видим человека, который не принимает совсем, нужно обратиться, конечно, на себя, вспомнить вот об этой самарянке, о женщине, которой первой было дано узнать, что Иисус есть воистину Христос. Апостол Пётр уже через некоторое время только узнает об этом, исповедует Господа Христом Спасителем. Первой была самарянка.

Проповедь, конечно, это искусство, это дар, харизма, не многие, может быть им обладают, и творчество. Проповедь, конечно, это творчество, потому что в общении с человеком можно находить такие струнки, которые ты и сам не подозреваешь. Высшее творчество для нас – это очищение нашего сердца и жизнь по совести, преображение себя. Но для того, чтобы научиться так жить, необходимо научиться творчеству на менее низких уровнях. Вот мне довелось услышать такой рассказ.

Школьник, впоследствии он стал священником, рассказывает. Священник вспоминает, что в школе как-то спросили: дети — пятый или шестой класс – как вы думаете в любой ли профессии возможно творчество? Он как-то понаитию сказал «да». Нет, не правильно, вот если ты гайки на заводе точишь, то какое же здесь творчество? Он тогда не смог ничего ответить учительнице, но впоследствии понял, что никакая сфера человеческой деятельности от творчества не отделима.

Ведь вот этот токарь за станком. Понятно, что у него механическая совершенно работа, какое здесь творчество. Но ведь можно относиться  к своей работе, к послушанию внимательно и осторожно и не допускать брака, и в конце концов такое творческое отношение к своей работе не только приносит радость трудящемуся, но и быть может спасает жизни людей. Где окажется эта гайка с браком, мы же не знаем,в локомотиве или где ещё. Поэтому от творчества не отделимо ничто в нашей жизни. А сегодня конечно же мы хотели бы привить это нашим детям, а чтобы это творчество не пошло против тех, кого мы любим, против наших детей.  Мы прекрасно помним Булгакова, его «Мастер и Маргариту»: Мастер – это же творец, но его творчество привело его к несчастью, а подлинное настоящее творчество, оно конечно приносит вдохновение, приносит радость, и укрепляет и проповедь человека, потому что если увидят такого человека и узнают, что он верующий, то и лучшей проповеди быть не может. Радость, которую мы с вами должны носить в себе, это то, что мы должны заработать и творчеством мы уподобляемся Богу-Творцу. Стяжание духа – это тоже творчество.

Давайте постараемся наших деточек поддержать, если кто может остаться на фестиваль, который мы сейчас активно готовим. Весть о Воскресении Христовом тоже от творчества никак не отделима. Это творчество, конечно, высокого уровня, порядка может быть недостижимого как будто бы для нас, но это наша обязанность. Мы – творцы. Именно через это творчество можем мы к Богу приближаться. Образ Божий в нас живёт. Этот образ не может не творить. А чтобы творчество наше не оборачивалось против нас самих, давайте почаще вспоминать, особенно в обстоятельствах непростых, вспоминать возглас, который мы сегодня пытались на разных языках произносить, вокруг храма когда ходили –

Христос воскресе!
Воистину воскресе!

18 мая 2014 года

Просмотры (582)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *